Таллинн, Эстония. - Бронзовый Солдат с шлемом в руках стоит в небольшом парке недалеко от очаровательного Старого Города Таллинна, скорбно взирая на покрытую снегом землю. Простая надпись на русском и эстонском языках гласит: 'Павшим во второй мировой войне'. Как бывает с военными мемориалами, он гораздо менее заметен, чем споры вокруг его дальнейшей судьбы.
В январе этого года парламент Эстонии по инициативе премьер-министра Андруса Ансипа (Andrus Ansip) заложил правовые основания для разборки монумента и его переноса в мемориальный парк на побережье Финского залива. Сторонники этой меры утверждают, что памятник стал символом противоречий, а не памяти о погибших, и это действительно так.
Инициатива эстонских властей, хотя она еще не доведена до конца, вызвала возмущение России и угрозы санкций с ее стороны. Грозный сосед Эстонии заявляет о своем историческом праве решать судьбу Бронзового Солдата.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров осудил решение Эстонии, назвав его кощунством в отношении солдат, разгромивших нацистскую Германию. Нижняя палата российского парламента пошла еще дальше, обвинив эстонское правительство в том, что оно 'представляет нацизм в героическом свете', а председатель верхней палаты заявил во вторник, что Эстония сделала 'первый шаг к легализации фашизма и неонацизма в XXI веке'.
Эстонцы воспринимают реакцию России как прославление другого тоталитарного государства - Советского Союза, который оккупировал независимую Эстонию (так же, как Литву и Латвию) накануне второй мировой войны и в 1944 г. после изгнания оттуда нацистских армий.
'Пропаганда, используемая официальными российскими СМИ, напоминает мне Германию 1930-х годов', - говорит министр юстиции Рейн Ланг (Rein Lang), член Партии реформ, продвигавшей идею о переносе памятника. Его кабинет находится недалеко от монумента.
Официальным мотивом переноса памятника является желание сохранить в неприкосновенности Бронзового Солдата и останки 13 солдат, похороненных под ним. Но даже те, кто выступает за перенос, признают, что этот вопрос оказался частью непрекращающихся усилий Эстонии по отсечению советского прошлого и освобождения от влияния России сегодня.
Ланг говорит, что памятник был воздвигнут в 1947 г. и был призван символизировать 'превосходство России и российского правления', поэтому ему нет места в независимой Эстонии, являющейся сегодня преданным членом Европейского Союза и НАТО.
Но Эстония остается расколотой страной, несмотря на то, что ее экономика свободна и процветает. Четвертую часть ее населения в 1,4 миллиона человек составляют этнические русские, которые, по словам председателя Конституционной партии Андрея Заренкова, выполняют в политической кастовой системе роль 'неприкасаемых'.
Он утверждает, что правительство Эстонии борется за перенос памятника потому, что 'у Эстонии никогда не было своих героев'.
Всего за несколько недель до выборов, назначенных на 4 марта, парламент принял законопроект, приводящий эстонское законодательство в соответствие с Женевскими конвенциями. Закон, подписанный президентом Тоомасом Хендриком Ильвесом (Toomas Hendrik Ilves) требует оказания почестей погибшим в войнах. Обе стороны конфликта считают закон необходимым первым шагом к переносу памятника, и он стал центральным вопросом всей кампании.
К интервью, данном в кабинете, являющемся частью дворцового комплекса, построенного для другого завоевателя Эстонии - Петра Великого - Ильвес особо подчеркнул, что окончательное решение относительно монумента не принято (в среду парламент отложил дебаты по вопросу законопроекта, запрещающего памятники оккупационным силам, в том числе, нацистским и советским).
Но, по мнению президента, идея переноса вдохновила акцию протеста этнических русских, стремящихся подорвать политический курс страны - при 'значительной поддержке, помощи и поощрении' со стороны российского посольства в Таллинне.
Протесты достигли высшей точки 9 мая прошлого года - в этот день в России (как ранее в Советском Союзе) празднуется годовщина победы над нацистской Германией - когда русские, размахивавшие советскими флагами, вступили в столкновение с эстонскими националистами.
До недавних пор Бронзовый Солдат не был объектом какого-либо противостояния и не разделил участь других советских памятников, разобранных в 1991 г. Главный памятник Ленину был снесен через четыре дня после начала неудачного переворота против Михаила Горбачева, последнего советского лидера.
Противостояние придало уверенности тем, кто считает Бронзового Солдата не военным мемориалом, а символом советской оккупации. 'Мы не хотим сгибаться под грузом прошлого, - заявил Ильвес. - Мы хотим думать о том, куда мы идем, что мы делаем, но все это возвращается, когда происходит, по сути, провокационная акция прославления Советского Союза и советской власти'. 'Людей тревожит вид красных флагов с серпами и молотами', - добавляет он.
Россия заявляет, что перезахоронение останков солдат, которые, как считается, покоятся у основания монумента, будет нарушением Женевской конвенции об обращении с останками жертв войны. По мнению Ланга, такая аргументация неубедительна. Похороненные здесь, говорит он, могли погибнуть в другом месте, и их останки могут быть в законном порядке перезахоронены. Он добавляет, что троллейбусная остановка делает это место неподобающим для такого захоронения. Однако, никто не говорит о сносе памятника.
Кадри Лийк (Kadri Liik) директор Международного центра оборонных исследований в Таллинне, говорит, что реакция России вписывается в ставшую привычной схему исторических споров с соседями, которые важны лично для президента Владимира Путина, стремящегося восстановить национальную идентичность на советских основаниях, которые, по крайней мере, в случае второй мировой войны, должны быть нерушимы.
'Они очень обижаются, когда кто-то оспаривает их видение истории, - говорит она об отказе русских признавать советское правление в Эстонии оккупацией. - Они должны принимать во внимание существование и другой стороны медали'.
Однако есть люди, воспринимающие Бронзового Солдата вне политики.
На днях Елена Борисова пришла к монументу с гвоздиками. Возложив цветы, она поставила свечку в снег у основания памятника и зажгла ее, по-православному перекрестившись. Она сказала, что война отняла у нее отца и двух братьев.
'Шестьдесят лет прошло, - вздыхает она. - Почему им нужно что-то менять? - Она указывает на деревья в парке и добавляет: - Нельзя с этими солдатами воевать. Их уже нет в живых'.
_________________________________________________
Постимперская Россия - ненормальная страна ("Eesti Paevaleht", Эстония)
Быть эгоистами или быть мазохистами? О национальных интересах Эстонии ("Вести Недели День за Днем", Эстония)