Уже шесть лет президент Буш - то тише, то снова громче - говорит о необходимости использования альтернативного топлива и сохранения традиционного, чтобы страна меньше зависела от ненадежных источников поставок нефти из-за рубежа. Однако на практике зависимость от импорта нефти лишь растет, проблемы с климатом все усиливаются, а народ относится к власти со все большим недоверием.
Вечером во вторник Буш решил поиграть в ту же игру, предложив слушателям несколько задач. В принципе, они оставляли приятное впечатление своей конкретностью, но эти новые 'заявки на победу' вполне могут оказаться такими же пустышками, как и все предыдущие: ведь их реализация зависит от способности президента делать то, что он говорит, а если судить по сложившейся в последнее время практике, то надеяться в этом плане особо не на что.
В одном вопросе, надо сказать, Буш ни в чем не отступил от своих обещаний. По глобальному потеплению Белый дом ничего никому не обещал - и действительно ничего не сделал. Слова 'глобальное изменение климата' были произнесены, но никакой особенной важности им придано не было. Президент ничем не показал, что хор голосов из Конгресса - к которому, кстати, нередко присоединялись и его же друзья из бизнеса, - призывавший его поддержать разработку национальной программы законодательных ограничений на выброс парниковых газов, был им хотя бы услышан.
В какой-то момент Буш все же заикнулся о том, что его предложения по развитию альтернативного топлива и повышению экономичности автомобилей могут повлиять в том числе и на уменьшение выбросов парниковых газов, но такие меры никак нельзя назвать существенными - ведь на легковые машины приходится только пятая часть таких газов, - причем сама их эффективность будет во многом зависеть еще и от того, какие конкретно альтернативные топлива будут использоваться.
В основном президент уделил внимание этому вопросу из-за стремления к энергонезависимости. Он призвал к 2017 году заменить энергию, выделяемую 35 миллиардами галлонов (около 132,5 миллиарда литров - прим. перев.) бензина энергией возобновляемых источников или альтернативных топлив и каждый год добиваться пусть скромного, но постоянного снижения потребления топлива легковыми машинами и 'легкими грузовиками', то есть в том числе и внедорожниками.
Правда, есть одна тонкость: он ничего не сказал о том, откуда мы должны взять эти 35 миллиардов галлонов альтернативного топлива. Этиловый спирт, который сегодня гонят из зерновых - знамя, которым так любят размахивать политики из сельскохозяйственных штатов - при самом благоприятном раскладе заменит не более 15 миллиардов галлонов, потому что дальше начнется повышение цен уже на продукты питания. Перспектива выработки этанола из целлюлозы, то есть из травы и дерева, выглядит гораздо более привлекательно, но на сегодняшний день ни одного реально работающего предприятия, которое занималось бы этим, еще не построено и в течение как минимум нескольких лет не планируется. Водородному топливу, о котором так любит распространяться Буш, до практической реализации еще дальше. То есть остается только один путь - выработка бензина из угля, который сегодня продвигают губернаторы и сенаторы штатов-поставщиков угля. Здесь, действительно, есть реально работающая технология. Однако при переработке угля в галлон бензина и последующем сжигании этого бензина в двигателе в воздух выбрасывается практически вдвое больше углекислого газа, чем от галлона обычного бензина - то есть с точки зрения глобального потепления это будет катастрофа, а улавливание углекислого газа и захоронение его под землей в процессе переработки угля обойдется слишком уж дорого.
Выслушав план Буша с учетом всего вышесказанного, не можешь не задаться еще одним вопросом: 'А откуда взять денег на все это?' Несмотря на то, что интерес венчурного капитала к экологически чистым технологиям растет, полагаться во всем только на частный сектор вряд ли реально. Здесь настоятельно необходима помощь Вашингтона, но кривая федеральных вложений в энергетические исследования все последние двадцать с лишним лет находилась буквально в режиме свободного падения. И даже после прошлогоднего Послания Конгрессу, в котором Буш немало говорил о выработке этанола из растительного сырья, на развитие этой технологии он выделил дополнительно всего 30 миллионов долларов.
Иначе говоря, мы снова услышали от президента много слов о грядущей энергетической независимости - и снова нас одолевает беспокойство, что в который раз ничего так и не изменится. Хорошо бы для разнообразия хоть раз обмануться в таких ожиданиях.
________________________________________
Закат империи ("Al Ahram", Арабская пресса)
Кто вел неоконсерваторов к катастрофе ("The Financial Times", Великобритания)