Последние четыре года стали временем самого крупного скачка цен на нефть в пределах жизни целого поколения. Это потрясение показало, что энергетическая незащищенность является одной из основных политических, экономических и военных проблем, с которыми сталкивается наш мир.
Такая обеспокоенность станет центральным вопросом повестки Всемирного экономического форума, на котором собираются политические лидеры и капитаны бизнеса со всего мира. Но беспокойство в мировых столицах от Вашингтона до Пекина имеет более широкую основу, чем простой страх перед ценами, которые, кстати, в этом месяце упали почти до 50 долларов за баррель после летнего взлета до пиковой отметки в 77,03 доллара. На самом деле, наибольшие опасения вызывает то, что геополитическое и экономическое равновесие, долгое время позволявшее нефтяной отрасли бесперебойно снабжать потребителей, ушло в прошлое. Лакмусовой бумажкой этого утверждения станут события 2007 года.
Вопрос номер один: неужели власть и влияние навсегда перешли к производителям? Организация стран-экспортеров нефти, обеспечивающая треть общемирового объема поставок этого топлива, значительно укрепила в последние годы свои позиции на рынке, поскольку спрос рос быстрее предложения. В конце прошлого года ОПЕК дважды сокращала объемы добычи, а сегодня она задумывается уже над новыми сокращениями.
Еще один повод для беспокойства - беспорядки и хаос в странах-экспортерах. Боевики в Нигерии практически ежедневно совершают нападения на объекты нефтедобычи. Национализацию своего нефтяного сектора осуществляет Россия. США своим вторжением в Ирак в 2003 году создали условия для усиления проблем в этой стране. Мятежники устраивают диверсии против мощной нефтяной промышленности Ирака, заставляют бежать из страны квалифицированных технических специалистов и грозят на долгие десятилетия парализовать эту отрасль. Некоторые эксперты опасаются, что в войну в Ираке могут оказаться втянутыми Иран и Саудовская Аравия. Это вызывает призрак энергетического апокалипсиса, когда, в соответствии с написанным экспертами сценарием, в конфликт вступят три самые крупные по нефтяных запасам страны.
Это требует доказательств, но главным виновником может быть рост потребления. Два самых крупных потребителя в лице США и Китая способны кардинально изменить соотношение сил в свою пользу, ограничив собственный неуемный нефтяной аппетит и начав разработку альтернативных источников энергии.
Короче говоря, стремление к энергетической безопасности представляет собой борьбу глобального масштаба за власть, деньги и идеи. Осознание этого поможет найти те критические точки, которые будут определять исход данной борьбы в 2007 году.