Увеличение таможенных тарифов на вывозимый кругляк и другие виды необработанного леса, скорей всего, только замедлит развитие лесопромышленного сектора России и переход этой отрасли на действительно рыночные отношения.
За последние 15 лет объем поставок древесины из-за рубежа в Финляндию вырос в три раза. Из России поступают значительные объемы древесины - до 80%. Россия важна не только для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Финляндии (как поставщик сырья), но и в качестве рынка сбыта для финляндских лесопромышленных товаров и объекта инвестиций.
Россия нуждается как в отечественных, так и в иностранных инвестициях для развития собственной лесопереработки.
Пятая часть всех мировых запасов древесины приходится на Россию. После распада СССР произошел заметный спад производства и в лесной промышленности. В последние десятилетия в стране не было построено ни одного нового целлюлозно-бумажного комбината, а существующие модернизируются довольно медленно. Более благоприятное положение отмечается в сфере производства фанеры, объемы и прибыльность которого увеличились.
Государство поставило задачу приступить к мерам по углублению переработки лесного сырья в России. Для этого необходимо обновлять основные фонды предприятий и расширять производство.
Для того чтобы стимулировать рост инвестиций, вводятся повышенные таможенные тарифы на вывоз за границу необработанной древесины (пиловочника), что должно привести к уменьшению экспорта сырья. Таможенные тарифы планируется повышать постепенно. В мае прошлого года таможенный сбор за один вывозимый кубометр хвойного пиловочника возрос с 2,5 евро до 4 евро. Одновременно было введено требование сортировать пиловочник по диаметру, но это оказалось трудновыполнимым на практике, и инструкция была вскоре отменена.
Правительство России рассматривает сейчас вариант, по которому летом таможенный тариф на кругляк может вырасти до 8 евро за кубометр, а позже - поэтапно до 24 евро к 2010 году. Таможенное оформление пиловочника и других видов древесного сырья станет заметно дороже, что, в конце концов, может привести к нерентабельности экспорта сырья в лесной отрасли.
Доходы от вывоза необработанного российского леса составляют примерно треть от всех доходов лесной отрасли страны, а экспорт составляет в год примерно 50 миллионов кубометров. В том случае если продажа сырья за границу быстро прекратится, к моменту ее прекращения все равно еще не будет создана база для переработки сырья в России. А откуда могут появиться собственные российские или иностранные инвестиции для решения этой задачи?
Сейчас в России вкладываются заметные средства в развитие энергетики, что означает быстрый возврат кредитов. А инвестиции в лесной сектор оборачиваются прибылью не так быстро. Иностранные инвесторы вкладывают в развитие, прежде всего, механической обработки лесного сырья, так как при планах возведения целлюлозно-бумажных комбинатов остается без ответа вопрос, касающийся гарантированных поставок баланса - сырья для переработки.
Почему российский лесной сектор, несмотря на географическую близость России, остается малопривлекательным для инвесторов из Финляндии, в отличие, скажем, от китайского лесного сектора?
Козырной картой Китая считается его огромный и быстро растущий рынок, дешевая рабочая сила и необременительные налоги.
В России подобных преимуществ почти нет. Там, правда, быстро растет потребление продукции лесопромышленного сектора, но собственный российский рынок маловат, да и система реализации товаров пока не достаточно развита. Россия считается к тому же политически нестабильной и коррумпированной страной. Увеличение объема лесозаготовок сдерживают большие расстояния и плохие дороги.
Для обеспечения современного целлюлозного завода сырьем необходимо иметь гарантии стабильных поставок еще до момента ввода его в строй. Система должная быть так организована, чтобы можно было найти покупателей сырья, если сам завод не сможет его использовать. Без функционирующего нормально рынка сбыта древесины это может быть трудной задачей в России.
Иностранные инвесторы откладывают решение о начале строительства целлюлозно-бумажных комбинатов в России, прежде всего, по той причине, что в стране нет ясности по вопросу о рынке древесного сырья. Никто не хочет рисковать. Вывоз древесины из России затрудняется, что приводит к проблемам внутри страны, например, в Северо-западном регионе, где лесное хозяйство и лесозаготовки являются на данный момент важным источником рабочих мест и во многом - базой благосостояния местного населения.
Высокая конкурентоспособность российской лесной промышленности определяется огромными лесными массивами и еще неосвоенными участками, а также дешевой энергией. Лесная промышленность страны развивается экстенсивно, т.е. ее основой являются, в основном, как и раньше сплошные (не выборочные) рубки и соответствующая технология лесозаготовок. При этом в некоторых регионах уже наблюдаются трудности с разработкой новых лесных участков, доступ к которым усложняется.
Перестройка структуры лесной промышленности и расширение ее разнообразия - задача нужная, в том числе и с точки зрения усиления охраны окружающей среды. Но выполнить эту задачу практически невозможно без серьезных инвестиций в развитие инфраструктуры.
В России стоит переходить на интенсивный вид лесозаготовок, т.е. более широко использовать выборочные и санитарные рубки. Этот метод позволяет увеличить продуктивность лесных массивов за счет более быстрого роста деревьев на одном участке. Такой метод лучше экстенсивного. Интенсивное лесное хозяйство позволяет обеспечить более быстрый возврат вложенных средств и использовать леса и в других, например, в непромышленных целях. Такой метод экологичен и позволяет сохранять лесной покров Земли, ибо новые дальние нетронутые лесные участки можно оставить за пределами делянок.
Из возможного объема лесозаготовок на практике в России осуществляется сейчас только 25%. Лесные массивы, в которых осуществляется заготовка, используются на 70%. Потери составляют до 30%.
Если полностью использовать потенциал промышленных лесов (выделенных под заготовки древесины) сырья хватило бы и для потребления внутри России и на экспорт. А получаемые от вывоза средства можно вкладывать в модернизацию отечественной лесной и перерабатывающей промышленности. Кроме того, оставались бы обширные нетронутые лесные массивы (в виде экологических охраняемых зон) и леса для непромышленного использования.
Ограничение вывоза российской древесины за границу в короткие сроки путем введения повышенных таможенных тарифов сокращает возможности спрогнозировать сценарии возможного развития предпосылок для расширения бизнеса в целом в РФ. Повышение таможенных пошлин, скорее всего, замедлит движение лесопромышленного сектора России к эффективной рыночной экономике.
Авторы: профессор Института леса (отделение в Йоенсуу) Metla Тимо Карьялайнен и ведущий исследователь института Анне Топпинен.