Когда Кристиан Шварц-Шиллинг (Christian Schwarz-Schilling) в феврале прошлого года занял пост Высокого представителя по Боснии и Герцеговине, он поехал в Сараево с четко определенной задачей: постепенно ликвидировать свою собственную должность. Однако сегодня Шварц-Шиллинг уже заканчивает свой срок пребывания на посту, а должность Высокого представителя, похоже, сохранится еще надолго. Два дня назад он порекомендовал продлить мандат этого представительства, которое должно было закрыться 30 июня, но уже без него во главе.
События прошедшего года наглядно показали, что многонациональный Совет по выполнению мирного соглашения по Боснии и Герцеговине, являющийся контролирующим органом офиса Высокого представителя, явно поспешил, решив в прошлом году закрыть представительство наместника ООН и ЕС. Когда руководящий комитет Совета по выполнению мирного соглашения соберется в следующем месяце на свое заседание, у него будет последняя возможность пересмотреть собственное решение и исправить положение.
Прошедший год был для Боснии не самым лучшим. Мировое сообщество утратило доверие к методам Шварца-Шиллинга, который позволял боснийским политикам делать все, что им заблагорассудится. Эта политика даже получила собственное название 'местного владычества'. В ходе вызвавшей мощные разногласия октябрьской предвыборной кампании можно было услышать такие заявления, которые в последний раз звучали непосредственно накануне войны 1992-1995 годов. Лидер Республики Сербской в составе Боснии Милорад Додик (Milorad Dodik) пригрозил созвать референдум по вопросу отделения, если будут продолжаться попытки пересмотра договоренностей Дейтонского мирного соглашения.
Республика Сербская, являющаяся одним из самоуправляющихся регионов Боснии, отложила заключение соглашения о реформе полиции, что является предварительным условием для укрепления связей с Евросоюзом, а также начала выражать сомнения в правильности ряда других реформ, которые уже были согласованы. На выборах убедительную победу одержали те партии и личности, чьи взгляды на будущее страны совершенно несовместимы. Додик получил мощную поддержку в Республике Сербской. А мусульманский со-президент Боснии Харис Силаджич (Haris Silajdzic) (в Боснии трехстороннее президентство - прим. перев.) хочет объединить два боснийских региона, создав единое государство, в котором мусульмане составили бы подавляющее большинство.
Все эти события происходили на фоне усиливающейся в регионе напряженности, обусловленной тем, что ООН должна вскоре определить будущий статус Косово. Если в докладе ООН, который должен быть представлен на следующей неделе, прозвучит рекомендация со временем предоставить независимость данной провинции на юге Сербии (а именно этого ожидает большинство наблюдателей), то Додик и его сторонники в Белграде получат мощные аргументы против дальнейшего усиления слабого центрального правительства Боснии.
Даже столкнувшись с такой мрачной действительностью, Шварц-Шиллинг сохранил свою приверженность к 'местному владычеству'. Посетившее Шварца-Шиллинга внезапное озарение по поводу того, что офис Высокого представителя с его широкими полномочиями по-прежнему нужен, стало результатом того, что страна пыталась в течение целого года жить без применения таких полномочий. Реальность такова, что офис Высокого представителя, а также его большие полномочия по вмешательству в дела страны по-прежнему необходимы, даже по прошествии более десяти лет с момента окончания войны.
Хотя Шварц-Шиллинг совершенно определенно был не на своем месте, проблема заключается не только в личности этого человека. Его неудачи - это серьезный удар по всей той политике, за которую он выступал, и благодаря которой его назначили на эту должность. Главным предметом спора стало то, что политолог из университета Сараево Нерзук Чурак (Nerzuk Curak) назвал 'организованной наивностью' мирового сообщества в отношении Боснии. Это вера в то, мафиозные структуры политических покровителей в Боснии и сохраняющиеся взгляды на политику как на игру с нулевым исходом можно изменить исключительно благодаря преобразующей силе вхождения в состав ЕС.
Шварц-Шиллинг и советники, которых он ввел в офис Высокого представителя, вместе полагали, что заманчивой перспективы вступления в ЕС будет достаточно для закрепления боснийских реформ, и что офис Высокого представителя можно будет заменить менее влиятельной должностью специального представителя Евросоюза. (Как Шварц-Шиллинг, так и его предшественник Пэдди Эшдаун (Paddy Ashdown), уже выступали в роли спецпредставителей ООН.)
Сейчас эти взгляды подвергаются жесткой критике. Боснийские политики каждый по-своему совершенно не заинтересованы в реальных реформах. Партия Силаджича в апреле прошлого года заблокировала принятие в парламенте конституционных поправок. А Додик тормозит принятие соглашения о сотрудничестве с ЕС. Однако само по себе членство в ЕС кажется сегодня все более отдаленной перспективой по причине внутренних ссор в самом союзе. Если сложить вместе все эти обстоятельства, то окажется, что широкие полномочия офиса Высокого представителя сегодня так же необходимы, как и несколько лет назад.
В Совете по выполнению мирного соглашения по Боснии и Герцеговине царит мрачное настроение. Однако не все выступают за то, чтобы бросить офису Высокого представителя спасательный круг. Россия неизменно против продления мандата какой бы то ни было международной миротворческой миссии в Боснии. А другие государства скептически относятся к мысли о том, что всего несколько дополнительных месяцев помогут свести к нулю негативные последствия целого года бездеятельности и застоя. Трудно себе представить, какой можно сделать выбор для выхода из сложившейся ситуации, если мировое сообщество хочет защитить результаты своих значительных усилий в Боснии. И это не просто вопрос выбора нового Высокого представителя, хотя и он тоже важен. Передать дела простому администратору было бы серьезнейшей ошибкой.
Руководящие органы, контролирующие работу офиса Высокого представителя, должны предложить последовательную и реалистичную стратегию, чтобы помочь Боснии встать на ноги. Для этого ЕС должен более внятно и конкретно заявить, чего он ждет от этой страны. Пока что это происходит почти исключительно на уровне технических экспертов, которые ссылаются на необходимость соглашения о сотрудничестве. Сейчас такая же ясность нужна и на политическом фронте, а это прежде всего означает, что нужны новые усилия по принятию конституционной реформы. Провалить этот последний экзамен в Боснии - значит поставить под угрозу все те успехи, что были достигнуты за прошедшие десять лет.
Господин Фогель - редактор Интернет-журнала Transitions Online.