Ну что ж, судя по всему, русские снова пришли - и перенастраивают свой покупательный прицел. С начала года разговоров в политических кругах о 'Газпроме' и его амбициях в Великобритании стало заметно больше, чем раньше. О том, что российский государственный газовый гигант интересуется Centrica, материнской компанией British Gas, известно давно и повсеместно. Но теперь поговаривают, что 'Газпром' готовится перенаправить свою неуемную активность на National Grid - владельца сетей передачи газа и электроэнергии.
Шаг в сторону National Grid - это уже игра в совершенно другой, гораздо более высокой, лиге, чем даже покупка Centrica. Такая сделка может стоить русским до 35 миллиардов фунтов, если включить туда 10 миллиардов долгов Grid, но 'Газпром', пожалуй - это одна из немногих компаний мира, у которой есть возможность проглотить такой большой кусок, не заработав при этом проблем с его перевариванием.
Кроме всего прочего, подобный шаг был бы еще и весьма логичен. 'Газпром' не делает секрета из своего желания приобретать европейские энергораспределительные активы, стремясь как подстраховаться и не концентрироваться только на добыче газа - бизнесе весьма рискованном, - так и серьезнее закрепиться на рынках вне России. В этом плане Великобритания - одна из немногих стран, действительно открытая для иностранного инвестора. Такой ход также предоставил бы русским возможность поставлять энергоносители на европейский рынок как с востока, так и с запада. К тому же, National Grid владеет контрольным пакетом акций Isle of Grain, огромного терминала по импорту сжиженного газа. Года через два возможности Великобритании по импорту и хранению такого газа превысят ее внутренний спрос на это топливо, и она, таким образом, станет привлекательной базой для реэкспорта газа в континентальную Европу.
Судя по тому, как действовал менеджмент National Grid в последнее время, компания открыта для переговоров о продаже, если ее устроит цена. Все компании, которые когда-либо возглавлял нынешний глава National Grid сэр Джон Паркер (John Parker), заканчивали продажей (последний раз он буквально 'впарил' P&O правительству Дубая), а новый генеральный директор Стив Холлидей (Steve Holliday) - примерный выпускник бизнес-школы Exxon-Mobil, известной своим девизом 'у всего есть своя цена'.
С политической точки зрения, впрочем, все далеко не так очевидно. Если покупка Centrica 'Газпромом' действительно могла вызвать серьезные проблемы с антимонопольными ведомствами, потому что в этом случае речь шла бы об объединении крупнейшего первичного поставщика газа в мире с поставщиком, господствующим на местных рынках, слияние 'Газпрома' с Grid, на первый взгляд, не создает каких-либо очевидных сложностей. Но возникают сложности совершенно другого характера - касательно национальных интересов Великобритании. Несколько лет назад правительство 'сдало' свою 'золотую акцию' в National Grid, поэтому у него нет возможности автоматически заблокировать приобретение Grid ни 'Газпромом', ни, например, каким-нибудь инвестиционным консорциумом. Однако в Законе о коммерческих предприятиях (Enterprise Act) есть положения о рассмотрении подобных перспектив с точки зрения национальных интересов. Перспектива покупки британских энергосетей компанией, на самом деле представляющей собой инструмент Кремля, как нельзя лучше под эти положения подходит.
Проблемы могут возникнуть и с США - практически наверняка тамошние власти не разрешат 'Газпрому' сохранить контроль над тремя крупными американскими энергетическими компаниями, приобретенными National Grid за последние годы - NEES, Niagra Mohawk и Keyspan.
Еще недавно сама мысль о том, что национальные активы типа Grid могут попасть в руки иностранцев, показалась бы кощунственной. Но это было до того, как в руки иностранцев попали британские морские и воздушные порты. Даже сейчас мысль о том, что российскому государству дадут возможность контролировать такое стратегическое предприятие, как британские газовые и электросети, звучит несколько нереально. Но разве раньше кто-то думал о том, что у нас может случиться нечто подобное делу Литвиненко?
_________________________________________________
Пришла беда - отворяй ворота ("The Wall Street Journal", США)
Россия наконец завоевывает Европу ("The Weekly Standard", США)