Сначала все говорили 'русские идут'. В смысле - к нам. Теперь движение пошло в обратном направлении. С прошлого года, по итогам которого руководителей инвестбанков до краев набили деньгами, они косяком пошли на российский рынок.
Надо сказать, что в этом деле американцы, если не считать пары-тройки весьма заметных исключений, слишком медлительны по сравнению с европейцами. Объяснять это можно двумя способами: можно полагать, что эта медлительность - отражение специфически американского трепетного отношения к репутационным рискам, которые в России весьма высоки, а можно, усмехаясь, вспомнить, что после кризиса 1998 года они быстрее всех остальных бежали из России и просто боятся обжечься еще раз. На самом деле и то, и то имеет место, но теперь, когда на кону стоят действительно большие деньги, банки решительно отбрасывают ложную скромность. Тот же Goldman Sachs планирует к середине года удвоить количество сотрудников своего московского отделения, открытого меньше месяца назад, доведя его до 150 человек.
Кое-кто, кто раньше других поставил на местные инвесткомпании, уже немало выиграл: UBS и Deutsche Bank взяли под полный контроль, соответственно, компании Brunswick и UFG. Те, кто пришел попозже, пытаются пройти на рынок более дешевым и быстрым путем: например, на этой неделе Royal Bank of Scotland заключил партнерское соглашение с 'Ренессанс Капиталом', по которому он будет представлять клиентам этой российской инвесткомпании производные финансовые продукты. Такие движения действительно имеют смысл, потому что купить здесь что-нибудь по разумной цене уже не представляется возможным, да и покупать, в общем, особо нечего: 'Ренессанс' не продается вообще, а 'Тройка-Диалог', выведя акции на биржу, по итогам размещения назначила себе такую рыночную цену, что от одного взгляда на нее уже становится нехорошо. Однако внутренний рост тоже обойдется недешево: толковых работников с русским языком не хватает.
Так стоит ли платить такие деньги за один только вход в Россию - ведь политические риски перед выборами в декабре и в следующем году растут и будут расти дальше? В разумных пределах - безусловно, стоит. В России не только масса компаний готовится выходить на биржу - здесь в полном разгаре волна инвестиций в инфраструктурные проекты, расширяется рынок производных инструментов. Конечно, бизнес-риски в России остаются на весьма высоком уровне, однако оценка роста экономики на этот год составляет 6,5 процента, да и сама экономика постепенно диверсифицируется, усложняется структура внутреннего рынка. Поэтому на кону стоят уже достаточно большие объемы бизнеса, чтобы глобальные инвестбанки начали окапываться и здесь - осторожно, но всерьез и надолго.