В рамках проекта BBCRussian.com "Лондонград" известный ведущий радиопрограмм Русской службы Би-би-си Сева Новгородцев ответил на вопросы, присланные читателями сайтов BBCRussian.com и ИноСМИ.Ru.
- Смерть Литвиненко как-то повлияла на жизнь русской общины в Лондоне? Жека, ИноСМИ.Ru
С.Н.: Смерть Литвиненко странным образом романтизировала опять все в стиле 'холодной войны'. И стало понятно, что силы безопасности БЕЗ опасности жить не могут, как с той, так и с другой стороны. Другими словами, есть какой-то странный международный контекст, когда людям, нацеленным на безопасность, нужно создавать какие-то страшные сценарии. И вот в результате, смерть Литвиненко изливается уже в как минимум трех книгах, пишут четыре киносценария, и неизвестно, кто точно будет его играть. Короче, эта история как и убийство Маркова, так как она технологически сделана другими средствами, открывает новую страницу во всем этом шпионском жанре. Так что эта история будет жить долго, и Россия, в каком хотите свете, снова выходит вперед к рампе, так сказать.
Сева, привет! Вы знаете Абрамовича? Он вам нравится? Ustas, ИноСМИ.Ru
С.Н.: Абрамовича я не знаю, но как футбольный руководитель он мне нравится.
- Не жалели ли вы никогда о том, что покинули Родину? Кем себя чувствуете - россиянином или англичанином? Дюша Тешлер, Германия. Андрей, ИноСМИ.Ru
С.Н.: У меня был острый приступ ностальгии, но не по России, а по Италии, где я провел полтора года. . . Вернее, вру, по России была ностальгия - по моему морскому училищу, где я учился. Почему-то оно мне стало сниться. Тогда я заслал свою английскую жену - сам я был не въездной - заслал ее туда с подробным списком того, что мне надо сфотографировать. Она привезла три пленки слайдов, я пустил все это на стену - 1,5 метра на два - и ностальгия прошла. Я увидел, как это все выглядит. А в Италию я поехал десять лет спустя, прошелся по всем местам. Сейчас ностальгии ни по чему нет.
- У меня давнишняя проблема с друзьями, они мне не верят. Прошу вас ответить: играли ли вы на саксофоне в рок-группе в Пушкине в Белом Зале на танцах? 1975 год. Я лично очень хорошо вас помню. Проясните ситуацию. Юрий, ИноСМИ.Ru
С.Н.: Конечно, играл. Это был ансамбль под моим руководством. Я расскажу, почему Пушкино и почему Белый зал. Это бывшие царские конюшни, которые выстроены были в виде подковы. Пять или шесть музыкантов, которые были там в штате, были единственными музыкантами во всем Ленинграде и области, которые не подчинялись управлению культуры. Потому, что они, как с царских времен входили в качестве конюхов и дворников в штат, так они и остались при советской власти. Это означало, что они могли играть при советской власти практически все, что они хотели. Эта площадка очень ценилась. Один руководитель, уходя оттуда, пытался сдать ее в хорошие руки. Поэтому меня предыдущий руководитель, пианист Чернышев, долго уговаривал взять это под свое крыло. Я долго не понимал и не соглашался. До Чернышева там были джазмены известные, Роман Кунцман и прочие. Конец 1974 года и весь 1975 год я играл там с участниками бывшей рок-группы "Мифы". Набивалось народу битком, по 2 тысячи человек. Когда я уехал, из осколков этого, говорят, создали группу "Люди Ливенштейна".
- Я слежу за вашей работой на Би-Би-Си уже долгие годы, и очень переживал, когда закрывались "Рок-посевы" и "Севаоборот". Скажите, есть ли надежда на возвращение этих передач в эфир? Артур Соколов, Россия. Владимир, ИноСМИ.Ru
С.Н.: Есть разница поп-культурах России и Англии. В России популярный человек перестает быть популярным только со смертью. Поэтому какие-то геронтократические люди поют поп-песни до самых своих последних дней. В Англии наоборот - как только человек немного попел, все его задвигают назад и выдвигают новых. Критики все время ищут новые таланты, все время молодых вытаскивают. А заслуживших отправляют в поездку по Караганде, Улан-Удэ, в Монголию и Южную Америку. Отчасти этот комплекс слегка присутствует, я считаю, у всех руководящих англичан. Они посмотрели - одна передача идет уже 26 лет. Ну, сколько можно? И потихоньку стали ее заворачивать, хотя она могла бы еще существовать. И "Севаоборот" тоже самое. Леонид Владимирович Владимиров, ему уже за 80, может быть, действительно ему становилось труднее говорить бодро и весело. Но, тем не менее, это человек гигантского масштаба, и я считаю, программа могла бы еще пожить, но наверху виднее.
- Насколько характерен уход в сеть для ведущих международных СМИ? ВинниПух, ИноСМИ.Ru Грозит ли радио вымирание, и чем грозит радио и газетам интернет? Макс, Россия
С.Н.: Это опасно только в одном плане. Отталкивается или отсевается целый пласт неимущих людей. Кроме того, Россия - страна географически очень растянутая. Телефонные линии традиционно там были не в лучшем состоянии. Интернет качественный достиг столичных городов, но как он проникает в глубины, я не знаю. Рано или поздно проникнет и туда. Интернет имеет неограниченные возможности в будущем, так как это самый демократический инструмент. На примере Google видно, как он сам народную энергию пьет и на ней же поднимается. У нас у самих интернет развивается совершенно в непредсказуемых видах. Мы сегодня, например, в видео-ряде присутствуем, о чем еще два года назад можно было и не мечтать.
- Здравствуйте! Как вы относитесь к России вообще и современной в частности? Наташа, ИноСМИ.Ru
С.Н.: Я в России родился, 35 лет прожил, у меня корни там уходят до непонятных поколений. Естественно, это моя страна была, есть и останется. Но то, что в России происходит, меня печалит. Падение нравов, и на общественном, и на личном уровне. Очень много хороших людей, честных, интеллектуальных, способных, но жизнь сейчас складывается так, что другому человеческому типу дан ход вперед. Это как при Сталине, когда поднимали наверх всяких малообразованных подлецов. От этого Россия лучше не станет.
- Вы производите впечатление неунывающего оптимиста, это маска или подлинное состояние вашей души? Klara, ИноСМИ.Ru
С.Н.: Это и маска, и состояние подлинное души. Когда ничего не болит, но иногда достает. Мы тут живем под круглосуточным стрессом, на еду времени нет. У меня живот традиционно самое слабое место, поэтому все это дрожание впитывается в этой области. Весь этот живой эфир, все эти бесконечные и непредсказуемые интервью, семь минут на обеденный перерыв, все это сказывается. В конце недели чувствуется, что стресс накопился. Но я человек крещеный, и с ангелами пытаюсь разговаривать как можно чаще. И если и есть оптимизм, то он отсюда.
Увидеть видеофрагменты интервью и прочитать ответы на остальные вопросы читателей вы можете на сайте BBCRussian.com