Первый производитель газа в мире превратился в инструмент политики Кремля и пытается навязать свои правила европейским потребителям. У российского гиганта море амбиций, но он с трудом осваивает свои огромные месторождения. Сможет ли он претворить свои планы в жизнь?
Как только приходит зима, Россия принимается за старое. Теперь европейцы, которые пострадали от энергетических склок России с Украиной и Беларусью, хорошо понимают, что их ждет, если Кремль захочет навязать им свою волю - он просто-напросто закрутит краны, и этого будет достаточно. В тот день, когда Москва решит, что того требуют ее интересы, она поступит с двадцати семью странами ЕС, как с бывшими советскими республиками. В некотором роде они уже ими являются: российские власти прекрасно отдавали себе отчет в том, что январское прекращение поставок нефти в Беларусь по трубопроводу 'Дружба', не пройдет для ЕС бесследно. Как год назад не прошла безболезненно для Евросоюза приостановка поставок газа на Украину.
'Мы не против того, что нас принимают за государство'
Россия прибегла к подобным мерам, потому что ей на всех и вся наплевать. 'Неприемлемо', - возмущается канцлер Германии Ангела Меркель, чья страна стала председателем ЕС на ближайшие шесть месяцев. В Германии это ужесточение тона воспринимается как 'акт отмежевания' от эпохи Герхарда Шредера. 300 000 долларов в год превратили бывшего канцлера в пламенного защитника газового орудия Кремля 'Газпрома', интересы которого он представляет в роли главы германо-российского предприятия, оператора строительства будущего Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря (так называемого 'Nord Stream'). Этот трубопровод станет последним звеном в цепи, сжимающейся вокруг Европы, чья зависимость от российского газа с каждым годом только увеличивается. В 2030 году ЕС будет импортировать 80 процентов потребляемого ею голубого топлива - вместо настоящих пятидесяти. Какую долю этих поставок возьмет на себя Россия?
Сибирский ветер обдувает 35 этажей штаб-квартиры 'Газпрома', расположенной в Москве на улице Наметкина - постмодернистской массивной башни, воздвигнутой в середине 1990-х годов. 'Мы не против того, что нас принимают за государство, - бросает официальный представитель компании Сергей Куприянов. - Мы сами себя с ним идентифицируем'. Его мобильный телефон постоянно пронзительно трезвонит. В офисе этого молодого функционера с острым взглядом полно фотографий, на которых он изображен вместе с руководителями компании - председателем правления Алексеем Миллером, и Дмитрием Медведевым, председателем совета директоров, первым заместителем премьер-министра и потенциальным кандидатом на пост главы государства. И тот и другой принадлежат к 'петербуржскому клану' - так называют тех, кто верой и правдой служит Владимиру Путину еще со времен его работы в Северной столице. Куприянов при мельчайшем намеке на критику начинает кипятиться: он набрасывается на 'Royal Dutch Shell', оператора проекта 'Сахалин-2', реализуемого на Дальнем Востоке России: 'Вы должны уважать страну, в которой работаете. И не нужно для прокладки труб рубить в три раза больше деревьев, чем это было предусмотрено по плану!'. После подобных нападок, длившихся несколько месяцев, Shell и его японские партнеры капитулировали и согласились уступить 'Газпрому' мажоритарный пакет акций проекта. Англо-голландская компания с горькой благодарностью низко поклонилась Кремлю.
Владимир Путин, который до сих пор оплакивает развал Советского Союза, сделал ставку на углеводороды - потому что, как сказал он в декабре 2005 года, не существует другой области, в которой Россия может проявить свое превосходство, - чтобы вернуть Москве статус сверхдержавы. Вчера - военной, отныне - энергетической. Что же станет орудием 'реконкисты'? 'Газпром', или, по словам президента - 'мощный рычаг экономического и политического влияния в мире'. Первый мировой производитель газа, в закромах которого хранятся 17 процентов доказанных запасов планеты; контролирующий сеть газопроводов, мастодонт, которому принадлежат многочисленные дочерние компании в нефтяной области (покупка 'Сибнефти' в 2005 году), ядерной энергетике, электроэнергетике, банковской сфере, когда-то независимые СМИ. . . 'Газпром' служит одновременно курицей, несущей золотые яйца (25 процентов налоговых отчислений в федеральный бюджет), и танком, который выдвигается на передовые позиции, чтобы привести к послушанию непокорные республики бывшего СССР. Бывший полковник КГБ вынашивал еще более грандиозные планы - слияние 'Газпрома' и нефтяной компании 'Роснефть', которой после расчленения 'ЮКОСа' досталась львиная доля его активов, - но Путину пришлось отказаться от намеченного из-за соперничества кланов в его окружении.
Когда ЕС требует разделить газового монстра на две компании - производственную и транспортную - на другом конце провода вешают трубку. Кремль собирается полностью контролировать как газопроводы, так и нефтепроводы: эта сеть 'представляет собой фундамент, на котором Россия хочет построить свою гегемонию в Европе', отмечает Франсуаз Том (Françoise Thom), профессор современной истории в Сорбонне. Одним из приоритетов российской власти является 'создание механизма генерации могущества, который сможет заменить Красную Армию'.
План уже претворяется в жизнь. По разным направлениям. 'Газпром' уже обладает активами в газораспределительных системах десяти стран-членов ЕС - стран Балтии, Словакии, Венгрии. . . В Германии, 'мы работаем рука об руку с нашими коллегами (особенно с 'Wintershall', филиалом BASF), - говорит Сергей Куприянов. - Все делается совместно - добыча, транспорт, реализация'.
Сталин говорил, что неприступные крепости легче всего берутся изнутри: российский гигант пользуется либерализацией газового рынка ЕС, чтобы получить прямой доступ к потребителю. Он недавно добился своего в Италии и Франции, где открыл в ноябре 2006 года дочернее предприятие, нацеленное на завоевание 10 процентов рынка. . . 'Вместо того, чтобы поставлять цветы фургонами посреднику, - поясняет Куприянов, - мы хотим продавать их клиентам уже собранными в букеты. А наша фабрика цветов самая крупная в мире'. Компания 'Gaz de France' подвергается 'атакам' в своей исконной вотчине, но она готова уступить часть рынка 'Газпрому', чтобы получить долю участия в проекте 'Nord Stream', и подписала продление договоров о поставках газа до 2030 года.
Долгосрочные контракты. Москва в первую очередь настаивает именно на них. В конечном итоге стратегия очень проста. 'Она заключается, - говорит Алексей Макаркин, замдиректора московского Центра политических технологий, - в создании структуры, которая сделает практически невозможным для Европы диверсификацию источников газоснабжения'. Если Европа начинает оказывать сопротивление, прибегает к законодательству, пробует договориться о поставках газа из Каспийского региона, российский поставщик угрожает продать газ Китаю, который, правда, не готов платить по высоким тарифам. И даже Индии.
'Сегодняшнее руководство 'Газпрома' состоит только из управленцев и финансистов'
В 2006 году компания по уровню рыночной капитализации заняла третье место в мире, ее опережали лишь 'Exxon Mobil' и 'General Electric'. С тех пор она спустилась на одну ступеньку ниже, и сейчас ее капитализация составляет 254 миллиарда долларов. Руководство компании все силы бросило на осуществление проектов, от которых так и веет гигантоманией. Чтобы добиться эффективного управления компанией, предстоит еще многое сделать. 'Рост расходов 'Газпрома' не может не вызывать обеспокоенность, - говорит Вадим Кляйнер, который уже несколько лет внимательно наблюдает за газовой компанией. - Почему 'Газпром' закупает трубы через посредников, когда в мире всего 5-6 производителей, имена которых хорошо известны? Учитывая объемы закупок, 'Газпром' мог бы получить хорошую цену. Тогда как в данный момент происходит прямо противоположное'. Можно поспорить, что кое-кому выгодны эти завышенные цены. В 2005 году Кляйнер, сотрудник американского инвестиционного фонда 'Hermitage Capital Management', основательно перешерстил счета компании. И он сделал несколько ошеломляющих открытий. Например, никому неизвестная компания, основанная в 2003 году с уставным капиталом в 350 долларов, на следующий год осуществила закупок для 'Газпрома' на сумму в 700 миллионов долларов. Этой компании не оказалось по зарегистрированному адресу. Отчет наделал много шума. Основателю и президенту 'Hermitage Capital' Уильяму Браудеру (William Browder) теперь отказано в визе в Россию...
Александр Гриценко, обладающий безупречными манерами истинного джентльмена, долгое время возглавлял ВНИИГАЗ, Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий, принадлежащий 'Газпрому'. Он был знаком с газовиками - первопроходцами Сибири, посещал подземные газовые хранилища в районе По, бетонные платформы в Норвегии. 'Сегодняшнее руководство 'Газпрома' состоит только из управленцев и финансистов, - с грустью говорит он. - Безусловно, это - этап развития компании, но он не должен чрезмерно затягиваться'. Элита с улицы Наметкина не посещает мир газовиков, этих добытчиков голубого топлива, затерянных в ледяной пустыне вечной мерзлоты, на землях с суровым климатом, где при температуре ниже -40° С сталь становится хрупкой, как стекло. Там, у буровых скважин можно познакомиться с людьми, которые прожили несколько жизней: 'Мой отец из Полтавы, с Украины, - рассказывает Олег. Сам я родился в Польше. Много лет работал в Тюмени, а теперь вот здесь, за Полярным кругом. Я уже и не знаю, откуда я'. Иногда представители 'Газпрома' приезжают в Новый Уренгой, город газовиков, построенный в 1976 году. 'Их интересует лишь одно - сколько кубометров мы можем поставить', - восклицает геолог. Московский экономист Михаил Делягин, бывший советник Бориса Ельцина и директор Института проблем глобализации с ироний отмечает: 'Эти люди порой забывают, что газ нужно добывать. Попробуйте найти в штаб-квартире хоть одного газовика - их всех уволили'.
Несмотря на всю свою мощь, 'Газпром' с трудом поддерживает необходимый уровень производства, объемы которого с 1996 года ежегодно снижаются на 2 процента. Огромные месторождения Западной Сибири - Медвежье, Уренгой, Ямбург - разрабатываемые более тридцати лет, начинают истощаться. Новые месторождения, например, Песцовое, освоение которых началось недавно, пока наращивают обороты. Кроме того, 'Газпром' импортирует газ из Средней Азии, но, поскольку Туркменистан и Узбекистан увеличили свои тарифы почти вдвое, рентабельность этих операций снизилась.
У скупого на инвестиции российского гиганта не осталось иного выхода. Ему придется повернуться лицом к своему кошмарному сну - взяться за труднодоступные залежи, расположенные в арктической зоне полуострова Ямал и полярных морях. 'Об освоении Ямала говорят вот уже двенадцать лет!', - смеется Делягин. Работы по созданию инфраструктуры только начинаются! Газ не вырвется из тысячелетних ледяных оков до 2012-2013 года. Еще севернее, в шельфе Баренцева моря, расположено Штокмановское месторождение, открытое в 1988 году. Настоящий колосс. '3800 миллиардов кубометров! - восторгается Сергей Куприянов. - Этого с лихвой хватило бы для снабжения Франции в течение 290 лет, или всей Европы в течение полувека'. Но у 'Газпрома' нет опыта в области глубоководного бурения, особенно в море, где платформы находятся во власти волн, достигающих 25 метров в высоту, и дрейфующих льдов. Кроме того, этот колосс расположен в 650 километрах к северо-востоку от Мурманска, то есть вне зоны досягаемости вертолетов. 'Газпром' долго помахивал этой приманкой перед носом у своих потенциальных партнеров, а затем высокомерно заявил, что для освоения месторождения ему никто не нужен - что сомнительно. В конце декабря Владимир Путин намекнул, что вопрос этот окончательно не решен. . .
Российским электростанциям уже не хватает газа
Этим амбициозным планам еще далеко до реализации, а объемов производства газового гиганта уже не хватает, чтобы одновременно выполнять свои внешнеторговые обязательства и удовлетворять быстрорастущий (более 6 процентов в 2006 году) спрос на внутреннем рынке. 'Газпром' склонен отдавать предпочтение экспорту, который забирает не более 30 процентов его газа, но приносит 60 процентов от всей прибыли. Тариф для российских потребителей - рублевый эквивалент 42 долларов за 1000 кубометров в 2006 году, увеличенный в этом году на 15 процентов, - в 6-7 раз ниже тарифов, применяемых к европейским клиентам. В прошлом году 'Газпром' лоббировал повышение цен сразу на 50 процентов, но власти охладили его пыл, абсолютно неуместный в преддверье выборного сезона, в том числе и президентских выборов в 2008 году.
Уже сегодня проявляются первые признаки нехватки газа. Анатолий Чубайс, глава государственной электроэнергетической монополии, трубит тревогу. Его электростанции испытывают дефицит газа. Более того, когда РАО ЕЭС устанавливает где-либо блок новых турбин или строит теплоцентраль, бывает, что 'Газпром' отказывает ей в поставках, или отговаривается отсутствием транспортной инфраструктуры. 'Так было на объекте под Санкт-Петербургом, а также в московском и калининградском регионах', - говорит Игорь Башмаков, директор Центра по эффективному использованию энергии. Чубайс вынужден использовать на электростанциях мазут. Этой зимой 16 регионов были предупреждены, что им грозит дефицит электроэнергии. Если температура в Москве упадет ниже 15 градусов, без электричества могут остаться 2 500 предприятий.
Те десятилетия, когда советская энергия была дармовой, не прошли бесследно. Газопроводы в регионах уже отслужили свой срок и находятся в плачевном состоянии. 'Их нужно почти полностью обновлять', - констатирует Башмаков. В период до 2020 года на модернизацию газовой отрасли, включая замену труб, потребуется 230 миллиардов долларов. Эту сумму можно снизить на 100 миллиардов при условии эффективного использования энергии. Но государство этим не занимается. 'Не пройдет и пяти лет, - продолжает Башмаков, - как объемы идущего заграницу газа упадут, как и цены на энергоносители. При таких условиях 'Газпром' будет неспособен делать массовые инвестиции. И придется выбирать: или разработка газовых месторождений, или рост. Россия рискует остаться и без того, и без другого'.
Стратегия 'Газпрома'
'Газпром' в том или ином виде - дочерние компании, совместные предприятия, пакеты акций - уже присутствует на рынках 18 стран-членов ЕС и стремится упрочить свои позиции в Западной Европе. Компания 'интересуется' активами, которые могут быть выставлены на продажу в результате слияния Suez и GDF. После того, как 'Газпрому' не удалось купить главную британскую газораспределительную компанию Centrica, он все равно проник на рынок Соединенного Королевства, купив компанию поскромнее. Сближение 'Газпрома' со своим алжирским коллегой, компанией 'Sonatrach', вызывает в Европе разговоры о потенциальной 'газовой ОПЕК'.
______________________________________________
'Газпром': восходящая звезда нового кремлевского капитализма ("Christian Science Monitor", США)
Россия - газовая держава на глиняных ногах ("Le Monde", Франция)