Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Произнесите в России слово 'Давос', и сразу перед глазами возникнет карта Швейцарии, и связанные с нею престиж, слухи, легенды, восхищение или неприятные воспоминания

Произнесите в России слово 'Давос', и сразу перед глазами возникнет карта Швейцарии, и связанные с нею престиж, слухи, легенды, восхищение или неприятные воспоминания. Россияне впервые услышали это слово 1 февраля 1987 года, когда немецкий министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер выступил на пленарной ассамблее Всемирного Экономического Форума с призывом поддержать Михаила Горбачева: 'Горбачева нужно принять всерьез, не упустите исторический шанс!'. Его слова произвели такое сильное впечатление в России, что на следующий год премьер-министр Николай Рыжков направил видео-обращение к Форуму, чем положил начало установлению связей с западным деловым сообществом, которые впоследствии сыграли значительную роль в истории страны.

В сентябре 1988 года один из экономистов-реформаторов эпохи перестройки Абель Аганбегян выступил в Женеве с докладом о главных направлениях проводящихся реформ и обсудил с первыми лицами Форума зарождающуюся в России новую экономическую среду. В январе 1990 года в Давос был приглашен ряд экономистов. В это время в Москве прошли первые выступления в защиту демократии, и создавалось впечатление, что начинается закат перестройки. В 1991 году Советский Союз впервые направил в курортное местечко кантона Гризон представительную делегацию экспертов и политиков в надежде развеять страхи, связанные с Россией, а также в поисках помощи и инвесторов. Делегацию возглавлял Аркадий Вольский, член Центрального Комитета КПСС, который был известен своими умеренными взглядами на бурно обсуждавшийся в то время вопрос о рыночной экономике.

Маша Левинсон, которая раньше возглавляла отдел России Всемирного Экономического Форума, в изданной ВЭФ брошюре (1) описывает это поворотное время и, в частности вспоминает, Вольского, который 'ощущал себя, как ребенок в магазине игрушек, был возбужденным и жадным до знаний. . . Именно в Давосе он в первый раз заговорил о приватизации. . . Ему звонили из Москвы и интересовались, одобряет ли Клаус Шваб (Klaus Schwab) экономическую политику России. Им было важно получить подтверждение тому, что реформы двигались в правильным направлении'.

Когда Форум открылся в январе следующего 1992 года, Советского Союза уже не существовало. Михаила Горбачева сменил Борис Ельцин. На Форум стали приезжать первые бизнесмены: бывшие бюрократы, ставшие руководителями государственных предприятий, разбитых параличом, или молодые волки, выходцы из мира получастных кооперативов горбачевской эпохи. Они чувствовали себя не в своей тарелке, плохо говорили по-английски и держались поодаль от западных капиталистов, о которых они, кстати, были невысокого мнения.

Будущие олигархи - Гусинский, Виноградов, Ходорковский и другие - появились в Давосе лишь в 1993 году. Тремя годами позже они, нажившие несметные богатства на торговле акциями государственных предприятий, заключили так называемый 'Давосский пакт', чтобы спасти пошатнувшееся президентское правление Бориса Ельцина и, как пишет Маша Левинсон, не дать коммунистам вернуться к власти.

Действительно в январе 1996 года звездою Форума был Геннадий Зюганов, лидер Коммунистической партии, получившей 35 процентов мест в думе. По данным опросов общественного мнения Зюганов значительно опережал Ельцина в качестве кандидата на президентский пост. Олигархи быстро заметили, что западные деловые круги не видели в этом ничего плохого, поскольку российский рынок продолжал открываться. Джордж Сорос предупредил Березовского, что Зюганов победит, а время олигархов пройдет. Зюганов, в свою очередь, успешно проводил агитационную работу среди инвесторов.

Анатолий Чубайс, главный 'кормчий' приватизации, который приехал на Форум по персональному приглашению, попросил созвать пресс-конференцию. На ней он по пунктам разобрал выступления Зюганова и обвинил его в двойной риторике, одной для Запада, другой для России. Его речь произвела сильное впечатление на олигархов, которые сразу же решили объединиться, чтобы вернуть Ельцину утраченные позиции. 3 июля 1996 года они добились поставленной цели: Ельцин победил на президентских выборах благодаря этой горстке людей, которые контролировали 50 процентов российской экономики, и которые осознали на Форуме в Давосе, чего они могут лишиться. Правда, дни олигархов были все равно сочтены.

****

(1) Всемирный Экономический Форум и Россия. Двадцать лет диалога. (The World Economic Forum and Russia, Two decades of Engagement), Маша Левинсон.

______________________________

Давос 2007: мы снова в СССР ("The Guardian", Великобритания)

Русские работают над своим имиджем в Давосе ("The International Herald Tribune", США)

Вы привыкнете к российскому капитализму ("Corriere Della Sera", Италия)