Через пятнадцать лет после окончания 'холодной войны' появляются признаки того, что эпоха ракетного противостояния великих держав может вернуться. Китай запускает в космос спутник, Иран готовится к запуску многоступенчатой ракеты, а США размещают системы противоракетной обороны в Европе и Азии.
И все это происходит после того, как 4 июля Северная Корея запустила семь баллистических ракет, в том числе, ракету дальнего радиуса действия, способную достичь берегов США. А 9 октября эта крохотная страна также произвела подземные ядерные испытания.
Возможно, однажды нынешняя тревога по поводу исламского терроризма и войны в Ираке покажется на фоне этих событий лишь малозначительным эпизодом. Действительно, мир может пожалеть о том, что не разобрался с проблемой распространения ракетных вооружений, ограничить которое может оказаться гораздо сложнее, чем в эпоху холодной войны.
'Карибский кризис' будущего не обязательно завершится холодным расчетом, призванным не допустить взаимного уничтожения, наподобие того, который проделали Советы и американцы в ходе своего противостояния в 1963 г.
Поэтому необходимо, чтобы все больше миротворцев подключалось к обсуждению того, как избежать более активного размещения этих средств доставки и средств борьбы с ними, то есть систем ПРО - особенно, в космосе, где верификация крайне затруднена. Существующие международные соглашения по ракетным технологиям просто не работают.
В более широком смысле ракетная эскалация нарастает из-за взаимного недоверия и непрозрачности в отношениях, скажем, между США и Китаем. Первый шаг к преодолению этого - предоставление информации о намерениях и возможностях другой стороны.
В январе этого года Китай сделал шаг к повышению прозрачности, обнародовав необычайно прямолинейный документ ('Белую книгу') о будущем своих вооруженных сил и стратегических озабоченностях. Но всего через две недели после публикации документа, в котором делались заявления наподобие того, что 'открытый космос - это достояние всего человечества', Китай осуществил неожиданный запуск ракеты, уничтожившей один из его устаревших метеорологических спутников.
Эта смелая демонстрация силы была свидетельством того, что в случае возможного военного кризиса из-за Тайваня, Северной Кореи или даже Японии Китай может попытаться нейтрализовать американские разведывательные спутники. Или же это было предупреждением Японии и Тайваню о том, что им не стоит размещать у себя американские системы ПРО. Или, согласно одной из теорий, Китай дает США сигнал о своем желании разработать договор о космических вооружениях. В прошлом президент Буш отвергал такие предложения, заявляя, что США должны сохранять 'свободу действий' в космосе. Кроме того, при Буше Америка вышла из договора 1972 г. о противоракетной обороне.
Иран также поднимает ставки в этой игре, стабильно развивая свои ракетные вооружения. Сообщается, что вскоре он намерен запустить свою первую многоступенчатую ракету, способную вывести на орбиту спутник или поразить цели на территории Европы или США. Такая перспектива подстегнула усилия США по размещению противоракет в Польше и радиолокационной станции в Чехии. Эти планы вызвали резкую реакцию со стороны России.
Какими бы ни были успехи США в развитии ракетных вооружений, некоторые страны могут решить, что они в состоянии противопоставить этим успехам свои. Лучшим вариантом была бы выработка соглашений, признающих очевидное: распространение ракетных вооружений, особенно, в космосе, может лишь усугубить ту нестабильность, которые, как считается, призваны предотвратить ракеты.
____________________________________
Кремль считает: говоря о противоракетном щите, американцы лукавят ("Chicago Tribune", США)
Запуск китайской антиспутниковой ракеты - гениальный геополитический ход ("The Financial Times", Великобритания)
Китайское ракетное предупреждение ("The Washington Post", США)