Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда 1 января 2006 года российская газовая монополия 'Газпром' прекратила подачу газа на Украину в результате ценового спора, прогнозы относительно последствий для украинской экономики и для безопасности поставок в Европу были самые разные - от неблагоприятных до катастрофических

Когда 1 января 2006 года российская газовая монополия 'Газпром' прекратила подачу газа на Украину в результате ценового спора, прогнозы относительно последствий для украинской экономики и для безопасности поставок в Европу были самые разные - от неблагоприятных до катастрофических. Украинский парламент, недовольный сделкой с Москвой, по которой цены на импортируемый газ выросли вдвое, изгнал со своего поста премьер-министра Юрия Еханурова. Комиссар Евросоюза по вопросам энергетики сделал предположение о том, что европейские потребители могут стать 'заложниками' силовой игры 'Газпрома'. Вице-президент США Дик Чейни обвинил Россию в 'энергетическом шантаже', а сенатор-республиканец Джон Маккейн выступил с рекомендацией об исключении России из состава 'большой восьмерки'.

Какие же большие перемены произошли за год. Вместо того, чтобы нанести Украине ущерб, рост цен на энергоресурсы сыграл роль своеобразного катализатора в деле реформирования украинской экономики. То, что казалось проклятием, в определенной степени стало благодеянием.

Киев, привыкший платить по 50 долларов за тысячу кубометров газа, вначале не согласился на требования Москвы об увеличении цены до 230 долларов. Примерно столько же платят России Германия и другие страны-члены ЕС. А поскольку Украина является страной-транзитером, по территории которой перекачивается 67 процентов всей нефти и 78 процентов всего газа, поставляемого Россией в Европу, то данная проблема вызвала большую обеспокоенность не только в Москве и Киеве, но и в Брюсселе и Берлине.

В итоге соглашение было достигнуто. Цена на газ выросла до 95 долларов за тысячу кубометров, а непрозрачная энергетическая компания 'РосУкрЭнерго' взяла на себя газпромовскую роль посредника.

Однако ущерб все же был нанесен. На Россию начали смотреть как на 'энергетическую сверхдержаву' и шантажиста, а на Украину - как на беспомощную, но более демократичную жертву.

Вне зависимости от силы потрясения даже рассерженные украинские политики осознали реальную неизбежность рыночных реформ. Ющенко, который вначале называл действия 'Газпрома' 'провокацией' со стороны России, в итоге признал, что Украина должна быть 'готова платить по рыночным ценам'.

Хотя все заинтересованные лица насторожились в ожидании последствий, апокалиптический сценарий, которого опасались руководители на Украине и в Евросоюзе, так и не наступил.

Ощущая страх перед ростом цен на энергоресурсы, украинская экономика на самом деле неплохо адаптировалась к новым реалиям. Несмотря на ценовые потрясения, экономика страны в 2006 году продемонстрировала впечатляющий рост в 6,8 процента - в три раза больше показателя предыдущего года (когда Украина получала российские энергоресурсы по сниженным ценам). Средний уровень инфляции цен на потребительские товары снизился с 14 процентов в 2005 году до 9 процентов в 2006-м. Объем прямых иностранных инвестиций удвоился. Важным свидетельством наличия сильной рыночной экономики стало то, что потребление быстрее увеличивалось в частном секторе, нежели в государственном.

Похоже, что решающую роль здесь сыграла частная инициатива. В 2006 году выпуск промышленной продукции в металлургии вырос более чем на 10 процентов по сравнению с 2005 годом. Металлургические предприятия Украины, ощущая трудности от внезапного повышения цен, перешли на использование в своих доменных печах пылеугольного топлива. А Украина занимает девятое место в мире по добыче угля. В своем недавнем интервью Associated Press директор одного из металлургических предприятий Украины с оптимизмом заявил: 'Через несколько лет мы планируем полностью прекратить использование природного газа в доменном производстве. А в производстве стали мы уже сегодня совершенно не используем газ'.

Не только экономика демонстрирует свою способность адаптироваться в новых условиях. Украинский парламент в окончательном чтении принял ряд новых законов, благодаря которым произошла либерализация торговли товарами и снижены экспортные пошлины. Сделано это с целью приведения украинского экономического законодательства в соответствие с нормами ВТО.

Поскольку вступление во Всемирную Торговую Организацию не за горами, аналитики прогнозируют, что 2006 год - это лишь начало устойчивого экономического развития страны. Согласно перспективным оценкам аналитического отдела журнала Economist, реальный рост ВВП Украины в следующие два-три года должен быть на уровне 5 процентов.

Неважно, каким образом 'Газпром' год назад принимал свои решения по Украине. Украинский опыт показывает, что субсидирование энергоресурсов - это тупиковый сценарий, какова бы ни была политическая подоплека такой помощи. В прошедшем году Россия повысила цены на энергоресурсы как недругам, так и друзьям. С новыми расценками в расчетах столкнулись Грузия, Молдавия, Армения и Белоруссия.

В конечном итоге бывшие республики Советского Союза должны быть заинтересованы в либерализации своей экономики и в отказе от тех энергоемких отраслей промышленности, которые не дают им преимуществ по сравнению с другими. Процесс этот будет нелегким, однако затраты окупятся с лихвой.

Игорь Хрестин - научный сотрудник Программы по изучению России Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute). Илья Буртман - кандидат на степень магистра, работающий над энергетической тематикой в Школе фундаментальных международных исследований (School of Advanced International Studies) университета Джона Гопкинса.

______________________________________________________

Россия ощущает последствия 'топливных войн' ("Los Angeles Times", США)

Россия наконец завоевывает Европу ("The Weekly Standard", США)