Они были лучшими из лучших в российском спецназе - и они стреляли в Александра Литвиненко.
Снимки бойцов элитного спецназа, использующих на стрельбах изображения убитого бывшего российского шпиона Александра Литвиненко, создают почву для новых обвинений Кремля в том, что именно он стоял за убийством.
Эти снимки были сделаны в подмосковном учебном лагере, где 90 бойцов отряда внутренних войск 'Витязь' боролись за право ношения крапового спецназовского берета.
В фильме, снятом в рекламных целях в учебном центре 'Витязь' показаны молодые солдаты, преодолевающие полосу препятствий, а затем стреляющие по мишени, которая представляет собой изображение Литвиненко. Его лицо было быстро изрешечено 9-миллиметровыми пулями.
В ноябре прошлого года, через шесть дней после того, как Литвиненко был отравлен в Лондоне радиоактивным веществом полоний-210, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, занимающий третье место в государственной иерархии России, вручил краповые береты девяти спецназовцам, прошедшим испытание. 'Это лишь доказывает то, что Александр Литвиненко занимал первое место в 'расстрельном списке' российских спецслужб, - заявил The Times представитель семьи Литвиненко Александр Гольдфарб. - Он был их заклятым врагом'.
Учебным центром руководит бывший командир спецназа Сергей Лысюк. Герой России Лысюк утверждал вчера, что его организация - частная компания, не связанная с властями. Он заявил, что провел у себя учения по просьбе своих бывших боевых товарищей, подчеркнув, что он даже не знал, что в тире висел портрет Литвиненко, который, по его словам, был одной из нескольких мишеней, купленных четыре года назад на выставке-ярмарке.
Кремль также стремится дистанцироваться от инцидента. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков признал, что фотография Литвиненко 'действительно использовалась на стрельбах', подчеркнув при этом, что центр не связан с российскими силами специального назначения. Он возложил ответственность за возникшую путаницу на министерство внутренних дел, которое не зарегистрировало название 'Витязь' как торговую марку, прежде чем Лысюк открыл свой центр.
Однако появление изображения бывшего агента ФСБ, ставшего диссидентом, в тире, используемом российскими спецслужбами, подрывает попытки Кремля представить Литвиненко не заслуживающим внимания. Еще в декабре министр обороны Сергей Иванов заявил: 'Для нас Литвиненко был никем'.
Этот поворот в деле Литвиненко произошел на фоне все более ожесточенных споров Москвы и Лондона вокруг расследования убийства. Источники в Скотланд-Ярде заявили The Times, что их интересуют эти изображения, и они будут стремиться получить от Москвы разъяснения.
Генеральный прокурор Юрий Чайка не позволил детективам, прибывшим в Москву в декабре, допросить офицеров ФСБ и сотрудников других спецслужб. Чайка отослал список лиц, проживающих в Лондоне (более ста), которых желает допросить российская прокуратура. Масштаб запроса возмутил чиновников британского министерства внутренних дел, заявивших Москве, что многие из этих людей не имеют отношения к расследованию. Россия настаивает на своем праве провести их допрос. Многие из внесенных в список связаны с разгромленным нефтяным концерном 'ЮКОС'.
Генеральная прокуратура считает, что существует связь между гибелью Литвиненко и бывшими руководителями 'ЮКОСа', которых Москва хочет привлечь к ответственности за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Она сетует на то, что британское министерство предупреждает людей о том, что они не обязаны говорить с представителями российской прокуратуры. Москва считает это попыткой заблокировать расследование. Скотланд-Ярд заявил о желании вернуть своих детективов в Москву, но Чайка ясно дал понять, что этого не произойдет, пока его людям не дадут возможность провести допросы в Лондоне.
Андрей Луговой, один из ключевых подозреваемых в британском расследовании, вчера вновь заявил, что он невиновен. Он и его деловой партнер Дмитрий Ковтун встретились с Литвиненко в отеле 1 ноября, когда тот почувствовал недомогание. Бывший офицер КГБ Луговой заявил Sky News: 'В настоящее время я всего лишь свидетель в деле Литвиненко и даже не подозреваемый'. Однако детективы в Лондоне заявили The Times, что Луговому не давали таких заверений.
Российская конституция запрещает выдачу граждан иностранным государствам для суда над ними. Луговой намекает, что он мог бы поехать в Британию, чтобы защитить свое доброе имя.