При мысли о том, что в ближайшие годы Соединенные Штаты разместят в странах Центральной Европы систему противоракетной обороны, русские - в буквальном смысле этого слова - сатанеют.
В Соединенных Штатах утверждают, что этот щит будет выставлен для защиты как нашей страны, так и наших друзей и союзников, от растущей угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи. Но Россия говорит, что эти системы 'дестабилизируют обстановку'.
Вашингтон намерен разместить в Чехии радар Х-диапазона, а в Польше - комплекс из десяти пусковых установок противоракет. Эти элементы дополнят уже существующие части противоракетного щита США, расположенные в Калифорнии и Аляске. Переговоры с Варшавой и Прагой по этому поводу начались на прошлой неделе. Чехи уже согласились; поляки на сделанное им предложение до сих пор не ответили.
Однако министр обороны России Сергей Иванов публично высмеял заявление об этих планах. Против кого сооружается эта система, спрашивает он, если сегодня ни северокорейские, и иранские ракеты не долетают до Европы?
Слова Иванова - это серьезно. Его нередко называют в числе возможных преемников президента России Владимира Путина (через год Путин должен будет освободить президентское кресло) - иногда даже самым вероятным претендентом на его пост.
Заявление Иванова практически слово в слово повторили сразу несколько высших представителей российского военного руководства: Москва считает развертывание систем противоракетной обороны угрозой собственной безопасности. Каков будет ответ России, в Кремле пока не уточняют.
Особенно раздражает русских возможное участие в этом Польши. По заявлению Министерства иностранных дел России, сооружение подобной базы в Польше подорвет 'стратегическую стабильность, региональную безопасность и ударит по отношениям между Россией и Польшей'. Свое предупреждение получила и Прага.
Однако в заявлении Госдепартамента говорится об очевидном: '[Система] не направлена против России. Она направлена против тех безответственных государств, которые могут обладать технологиями, способными поставить под угрозу положение наших друзей и союзников, способными угрожать Соединенным Штатам'. Мы даже предложили Москве провести консультации по этому вопросу.
В конце концов, это не наступательные, а чисто оборонительные системы, к тому же ни одна из этих стран даже не граничит непосредственно с Россией. Кроме того, и чехи, и поляки теперь - наши партнеры по НАТО, а не 'союзники поневоле', в которых их превратил некогда Варшавский договор.
Вот с этого момента мы и подбираемся к самому главному. Россия приняла расширение НАТО на территорию Восточной Европы и стран Балтии - но сам этот проект никогда ей не нравился. Кроме того, Москва очень трепетно относится к потере контроля над странами, находящимися в ее традиционной сфере влияния - так называемыми 'странами ближнего зарубежья'. Ну, и, к тому же, российская армия, долгое время бывшая предметом гордости всей страны, сегодня существенно ослабла, и развертывание рядом с границами России 'потомка 'звездных войн'' - а создать нечто подобное русские просто не в состоянии - еще нагляднее показывает, насколько она слабее.
Понятно, что Кремль перепугался. Россия считает, что цель развертывания противоракетной обороны в Европе - нанести решающий удар по последнему остатку ее былой военной мощи, а именно наземной и морской группировке межконтинентальных баллистических ракет. А тут как раз подоспело и успешное субботнее испытание американской противоракеты над Тихим океаном.
Однако русские могут сколько угодно 'стучать ботинком' и кричать о европейских противоракетных системах. Единственное, что они этим показывают - собственное ужасающее лицемерие. Примерам тому, на какие 'дестабилизирующие' действия радостно идет Москва за счет безопасности Америки, несть числа.
Как насчет продажи суперсовременных зенитных ракет 'Тор-М1' Ирану на миллиард долларов? Видя это, Иран становится более воинственным и более самоуверенно себя ведет - и это, заметим, пока весь мир всячески старается воспрепятствовать Ирану в разработке его ядерной программы.
Или, надо полагать, в Москве действительно считали, что постройка первого иранского ядерного реактора в Бушере (она началась еще в 90-е годы) окажет стабилизирующее воздействие на Ближний Восток? А как же тогда еще один миллиардный контракт на поставку оружия - на этот раз с Сирией?
А эти запальчивые господа из Северной Кореи? Откуда, по-вашему, берет начало программа разработки северокорейских ядерного оружия и баллистических ракет? Правильно - из Кремля.
Русские придираются к позиции, занятой поляками и чехами, но при этом как-то сразу забывают о Венесуэле, которая находится совсем недалеко от наших границ. Москва уже подписала с Уго Чавесом (Hugo Chavez), рвущимся в духовные наследники Кастро, контрактов на поставку новейших истребителей, вертолетов и другого оружия аж на три миллиарда долларов.
А Китай? В один прекрасный день Китай - используя современную российскую боевую технику - будет вполне способен скрестить шпаги с Соединенными Штатами из-за Тайваня. Мало того, что Москва продает Пекину оружия на миллиарды долларов - недавно она еще и подписала соглашение о сотрудничестве с китайцами в работе над их космической программой.
То есть Москва хочет и рыбку съесть, и с косточками чтобы все было нормально. Среди развивающихся стран Россия активнее всех торгует оружием, продажа которого в некоторых случаях очень серьезно бьет по интересам и безопасности Соединенных Штатов и угрожает американским войскам. И после всего этого Россия хочет, чтобы мы отказались от установки оборонительной системы, которая будет защищать нас и наших союзников от ракет двух стран - Ирана и Северной Кореи, - которые Россия сама же и вооружает? Это уже чересчур.
Соединенные Штаты и Россия могут очень много выиграть от реального, конструктивного сотрудничества. Ни в той, ни в другой столице не хотят еще больше осложнять и без того непростые отношения. Но Москва должна осознать, что ее действия не пройдут без мнимых - а то и реальных - последствий для безопасности самой России.
Питер Брукс - старший научный сотрудник аналитического центра Heritage Foundation и бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона
________________________________________________
Россия-Запад: ракетная дипломатия ("Politika", Сербия)
Разговоры о спутниковой обороне вызывают опасения по поводу начала космических войн ("The Washington Post", США)