Прово, штат Юта - Президент Буш отважно говорит о необходимости 'довести до конца работу' в Ираке. Последствия выхода из этой разрываемой волнами насилия страны, погрязшей в неразберихе гражданской войны, действительно будут очень серьезными. Однако реальность сегодняшнего дня говорит о том, что президент в последний раз идет на риск, поскольку после этого любое масштабное использование американских войск в Ираке может оказаться невозможным.
Увеличение американской группировки в Багдаде на 21500 человек состоится. Однако политического решения проблем со стороны расколотого на фракции иракского правительства не предвидится, хотя многие утверждают, что оно должно идти рука об руку с военной операцией.
Да и в самих США политика в отношении Ирака идет не тем путем, как хотелось бы президенту. Находящийся под контролем демократов Конгресс требует назначить конкретную дату завершения американского военного присутствия в этой стране. Некоторые республиканцы, особенно те, кому в следующем году предстоит переизбираться, тоже раздражаются и бунтуют. Антивоенные митинги, подобные тому, что состоялся на прошлой неделе в столице страны, стали мрачным напоминанием о тех громких протестах, которыми сопровождался последний этап войны во Вьетнаме.
Доверие общественности снижается
Опросы общественного мнения показывают, что доверие населения к президенту резко упало. Военный энтузиазм Америки иссяк. Даже обозреватель Дэвид Брукс (David Brooks), которого в New York Times считают признанным консервативным преемником Уильяма Сэфайра (William Safire), написал в своей полосе всего пару колонок, в которых предал забвению единство Ирака и заговорил о 'мягком разделе' страны между курдами, суннитами и шиитами.
Чтобы предотвратить политический крах республиканской партии на будущих выборах, Буш почти наверняка к середине 2008 года снизит американское военное присутствие в Ираке, доведя численность войск до весьма скромной цифры.
Конечно, остается еще несколько слабых соломинок, за которые можно ухватиться. Иракский премьер-министр Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki) пообещал, что благодаря его жестким мерам у боевиков в Багдаде не останется ни единого убежища.
Тогда представитель 'Армии Махди', являющейся самой крупной военной группировкой в Ираке после американцев, якобы начал прощупывать британское и американское военное командование на предмет возможного затишья и отвода сил. Рахим аль-Дараджи (Rahim al-Daraji), мэр города Садр-сити, являющегося оплотом шиитских боевиков, будто бы заявил, что его бойцы получат указание не носить с собой оружие на улицах, если американские военные лучше обеспечат безопасность его города.
Хотя это представляет некий ограниченный интерес, означают ли данные заявления, что 'Армия Махди' готова к сотрудничеству? Или это означает другое: что армия Махди, опасаясь вступать в противоборство с военной машиной США, получившей приказ очистить город от мятежников, просто уйдет в тень, чтобы вновь появиться с уходом американских солдат?
А тем временем, американские войска ведут самые неприятные боевые действия, которых страшится любой пехотинец. Это боевые действия в населенных пунктах, где бои ведутся за каждый дом, и где боевики смешиваются с гражданским населением.
Китай и Россия разминают мускулы
Тем временем, пока американцы заняты Ираком и Ближним Востоком, Китай и Россия имеют возможность распространить свое влияние на другие важнейшие районы мира, не опасаясь реакции со стороны США. Китай в последнее время проводит экономическое наступление в Латинской Америке и Африке, стремясь, среди прочего, обеспечить поставки нефти из этих регионов для нужд своей быстро развивающейся экономики.
На прошлой неделе Пекин объявил, что президент Ху Цзиньтао (Hu Jintao) предпримет необычную дипломатическую инициативу в Судане, чтобы помочь урегулировать конфликт в Дарфуре, где в результате политики геноцида было убито примерно 200000 человек. Убийства чернокожих людей из местных племен в основном осуществляют арабы из военизированных отрядов движения 'Джанджавид', пользующегося поддержкой властей. В Судане у Китая крупные интересы и капиталовложения, поскольку он закупает большую часть добываемой там нефти.
Хотя Запад довольно громко причитал по поводу насилия в Дарфуре, эффективных действий он так и не предпринял. И теперь Китай старается заполнить этот вакуум, проводя в целом все более активную политику на международной сцене.
Хотя у России масса внутренних политических и экономических проблем, она тоже стремится обеспечить себе более прочные позиции на мировой арене. На прошлой неделе в Дели президент Владимир Путин очень активно пытался укрепить отношения России с Индией. США тоже настойчиво ухаживают за Индией, пытаясь в ее лице создать противовес Китаю. В необычной для себя манере Буш недавно подписал соглашение, дающее Индии возможность закупать новые ядерные технологии гражданского назначения, хотя страна эта и проводила испытания ядерного оружия. Это стало сигналом признания значимости Индии как союзника США в Азии.
Как Китай, так и Россия выступают в защиту Ирана в Совете Безопасности ООН, блокируя попытки США принять против Тегерана карательные меры в связи с тем, что он продолжает осуществление своей ядерной программы.
Как сказал один американский дипломат, 'пока кошки [США] нет [она в Ираке], мыши [Китай, Россия, Иран] резвятся'.
Бывший редактор Christian Science Monitor Джон Хьюз в настоящее время читает курс лекций по вопросам средств массовой информации в университете имени Бригама Янга