Запрет одной из крупнейших российских либеральных партий 'Яблоко' участвовать в выборах самоуправления Санкт-Петербурга 11 марта, а также дисквалификация Коммунистической партии на выборах в Дагестане и Тюмени, очевидно, следует рассматривать как часть подготовки Кремля к выборам в Госдуму в декабре, на которых избирателям будет предложен выбор из трех разных, но лояльных нынешним властям партий. Предстоящие парламентские выборы обещают стать показательной демонстрацией созданной за время правления президента Владимира Путина системы контролируемых партий и 'суверенной демократии'.
Избирательная комиссия Санкт-Петербурга обосновала отказ зарегистрировать партию 'Яблоко' на выборах тем, что количество признанных недействительными подписей сторонников превысило лимит в 10%. Однако более правдоподобными выглядят слова лидера партии Григория Явлинского о том, что 'Яблоко' уже 14 лет принимает участие в выборах и знает, как собирать подписи. По мнению Явлинского, это попытка запугать сторонников Кремля и убедиться в возможности использования аналогичных приемов на выборах в Госдуму.
Для дисквалификации коммунистов в двух других избирательных округах были применены другие поводы. Это наводит на мысль о том, что арсенал методов 'зачистки поля' будет достаточно многообразен. Хотя 'Яблоко' уже нисколько не угрожает власти Кремля, очевидно, эта партия нежелательна даже в не имеющей влияния оппозиции. Что уж говорить о коммунистах, которых еще поддерживает значительная часть избирателей.
Год назад казалось, что Кремль решил создавать в России фактически однопартийную систему и что взлелеянная Путиным 'Единая Россия' станет единственной правящей партий. Однако самым большим политическим сюрпризом в России в прошлом году стало создание еще одной послушной Кремлю, но конкурирующей с 'Единой Россией' политической партии - 'Справедливая Россия', которую возглавил спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов. А те, кого больше единой, мощной или социально справедливой (в том числе и защищенной от 'несправедливого' наплыва инородцев) России заботит свобода, могут присоединиться к 'Свободной России', которую Кремль пытается создать как представителя лояльного 'правильного' и 'порядочного' либерализма и как противовес 'Яблоку' и другим неконтролируемым либералам.
Такая 'многопартийная система', которая, с одной стороны, предлагает избирателям фальшивый выбор, а с другой - в большей мере отражает 'политическую жизнь' правящих кругов России, ограничивающуюся внутренними дрязгами властных кланов и группировок (которые при этом они не могут разрушить выгодную всем правящим систему), годится и для нынешнего и хорошо пригодится будущему президенту, если Путин не найдет способ остаться после истечения второго срока в марте следующего года.
Такая система позволяет прокремлевскому правителю сохранять равновесие между конкурирующими кланами и не допускать, чтобы единая Госдума стала конкурентом власти Кремля. Остается посмотреть, будет ли действовать примитивный проект кремлевских стратегов. Действия властей против любой, даже против ничтожной оппозиции не свидетельствуют об уверенности в приготовленной для избирателей 'бумажной демократии'.
_________________________________________
Россия-2007: власть готова к самовоспроизводству ("Carnegie Endowment", США)
Скрытая борьба за место Путина ("The Wall Street Journal", США)