В предпоследний день прошлого года прозвучал супероригинальный вывод: "30 декабря - 84 года со дня создания Союза Советских Социалистических Республик. Это уникальное в мировой истории государство создали украинцы".
На самом деле все было совсем наоборот: украинская делегация провалила сталинский сценарий I Всесоюзного съезда советов.
Основную организационную работу по объединению Российской Федерации и так называемых "национальных" республик в союз выполнял наркомнац Иосиф Сталин, который в апреле 1922 года стал еще и генсеком ЦК РКП (б).
Председатель российского правительства, инициатор нового государственного образования Владимир Ленин агонизировал в Горках и на политику России практически не влиял.
Сталин и его аппарат сделали все возможное, чтобы назначенный на 30 декабря 1922 года I съезд советов социалистических советских республик на протяжении нескольких часов, без дискуссий, создал СССР.
Было преодолено много "национал-уклоняющихся" тенденций. В частности, Сталин сумел добиться создания в начале года Закавказской Федерации, а в декабре - включения Дальневосточной республики в состав РФССР.
В среднеазиатских республиках ситуация оставалась очень сложной, и потому планировалось, что основателями СССР станут четыре субъекта: советские Россия, Украина, Закавказье и Белоруссия.
Таким образом, в съезде приняло участие 1217 делегатов с утверждающим голосом. От Российской Федерации (60%), 354 - от УСРР, 73 - от Закавказской Федерации и 23 - от БСРР. У остальных было право на совещательный голос.
Поэтому невозможно согласиться с ключевым утверждением Солодько и Крапивенко: "30 декабря 1922 года в Москве 364 украинских делегата от имени своей республики проголосовали за создание СССР.
Украинское представительство было вторым по численности после русского - это был не контрольный, но блокирующий пакет, без которого Союз со всеми его достижениями и преступлениями вряд ли получил бы место в новой истории".
Именно отсутствие блокирующего пакета голосов у "националов" и дало основания Сталину надеяться на то, что со временем в народе стали называть "одобрямсом". Он сделал на удивление короткий доклад.
По его словам, новая Россия "превратила красное знамя из флага партийного во флаг государственный и собрала вокруг этого флага народы советских республик для того, чтобы объединить их в одно государство, в Союз Советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики".
Сталин закончил свой доклад так: "Вот, товарищи, Декларация, которую вчера приняли на конференции уполномоченных делегаций. Я ее читаю... А вот и текст Договора, принятого на той же конференции. Я его читаю... Товарищи, по поручению конференции уполномоченных делегаций советских республик я должен предложить вам утвердить только что прочитанные тексты Декларации и Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Товарищи, предлагаю принять их с присущим коммунистам единодушием и тем самым вписать новый раздел в историю человечества".
Но съезд принял Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР только "в основном"!
Неожиданно на трибуну вышел один из руководителей украинской делегации Михаил Фрунзе и, сосредоточившись на договоре, заявил (язык оригинала):
Тем не менее, делегации нашли необходимым внести еще новые дополнительные гарантии того, чтобы принимаемый нами акт был действительно актом, устанавливающим безошибочно основы новых прочных взаимоотношений, позволяющих каждому государству, входящему в союз, выявить в интересах общего дела максимум энергии и самодеятельности.
В этих видах делегация считает необходимым не ограничиваться простым применением этого прочитанного сейчас товарищем Сталиным текста, а проделать над ним дальнейшую работу".
Далее официальный победитель Врангеля сослался и на другие представительства, что полностью противоречило информации Сталина о настроениях участников съезда: "Поэтому делегации считают необходимым поступить следующим образом: сейчас принять и текст декларации, и текст союзного договора только в основном".
То есть, речь шла о том, что республики должны внести в законодательные акты, исходя из практики, ряд поправок.
Харьков усмотрел в текстах Декларации и Договора перспективу неизбежной диктатуры Москвы. В конце концов, Фрунзе внес на рассмотрение съезда проект постановления, которое было принято единогласно - без каких-либо дополнений, без каких-либо изменений.
Вот главный его пункт: Поручить ЦИКу СССР подготовить ко второму съезду советов Союза окончательный текст декларации и союзного договора и представить его на окончательное утверждение второму съезду".
То есть, фактически, говоря на современном парламентском языке, и Декларацию, и Договор об образовании СССР приняли только в первом чтении. Иными словами, Союз ССР тогда не состоялся как юридическое объединение советских республик, как субъект международного права.
Все, кто учился в высшей школе до 90-х годов, должны помнить, что именно 30 декабря 1922 года Ленин продиктовал работу "К вопросу о национальностях или "автономизации". Он пришел, в конце концов, к выводу: за центром нужно оставить только дипломатические и военные функции.
И предположил, "что "свобода выхода из союза", которой мы оправдываем себя, может оказаться пустой бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от наступления того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, негодяя и насильника, которым является типичный русский бюрократ".
Очевидно, как ни пытались изолировать тяжелобольного идеолога мировой социалистической революции от неприятной информации, он не мог не узнать о выступлении Фрунзе и решении съезда.
Собственно, зачем ему было де-факто солидаризироваться с представителем Украины, если бы СССР уже стал реалией?
Был ли бы смысл ковылять вдогонку неоимперскому поезду, если бы тот уже тронулся?
Еще одно косвенное доказательство провала I съезда советов. 17 апреля 1923 года генсек в орготчете ЦК ХII съезда СКП (б) не обмолвился об СССР ни словом!
А 23 апреля в "Докладе о национальных моментах в партийном и государственном строительстве" он заявлял, что большевикам еще только предстоит "объединить эти республики" в тот "единый союз, который называется СССР... Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".
Сталин признает "целый ряд факторов, которые не только содействуют объединению народов в одно государство, но и тормозят это объединение".
Удивительно, что это напечатано при жизни Сталина. Но факт остается фактом: многие фрагменты доклада сказаны в гипотетическом плане или в будущем времени. Больше того, он подтверждает, что "национальные" республики добивались минимизации нарастающей зависимости от Кремля.
Одной из гарантий должно было стать функционирование института четырех председателей ЦИК, который проектировали, но так и не узаконили в СССР. Первый съезд избрал Центральный исполнительный комитет, а его первая сессия - этих первых руководителей.
От Российской Федерации, Закавказской Федерации, Белоруссии ними стали председатели ЦИКов республик - соответственно Калинин, Нариманов, Червяков.
А от Украины? В. П. Петровский.
Так записано в протоколе, хотя, очевидно, имели в виду Григория Петровского. Конечно, это техническая ошибка, тем не менее, с сугубо юридической точки зрения, деятельность этого ЦИК нельзя считать законной.
Второй Всесоюзный съезд советов должен был собраться в следующем году, но состоялся 31 января 1924 года, в связи со смертью Владимира Ульянова-Ленина.
Воспользовавшись траурной атмосферой, Сталин вынес на рассмотрение делегатов проект Конституции СССР, который и был принят съездом.
А фокус в том, что Декларация и Договор об образовании СССР были ее составляющими частями.
Так что, Союз ССР создан не 30 декабря 1922 года, а ровно 83 года назад.