Бывший председатель Европейского суда по правам человека заявил вчера, что он был отравлен во время визита в Россию в конце октября прошлого года - за три дня до смертельного отравления в Лондоне бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко.
Люциус Вильдхабер (Luzius Wildhaber), ушедший в прошлом месяце со своего высокого поста в отставку, заявил швейцарской газете о том, что серьезно заболел после трехдневного пребывания в Москве.
Судья был объектом постоянной критики со стороны России в связи с тем, что он удовлетворил целую серию исков чеченских борцов за права человека.
В интервью газете Neue Züricher Zeitung Вильдхабер сказал, что находился в России на международной конференции специалистов по конституционному праву. По его словам, в последний день визита он вместе со швейцарским юристом Карлом Экштайном (Karl Eckstein) поехал в древний город Владимир, находящийся в 180 километрах к востоку от Москвы. Там они обедали вместе с представителями властей.
Двумя днями позже, вернувшись домой в город Базель, Вильдхабер слег в постель. Врачи поставили диагноз тяжелого заражения крови и сказали, что когда к нему приехала 'скорая помощь', он был буквально в паре минут от смерти. Судья был вынужден целый месяц отсутствовать на своем рабочем месте в Страсбурге.
'После всего того, что я пережил в европейском суде, мне приходится принимать во внимание любые возможности, - заявил Вильдхабер, добавив, что Россия в прошлом выступала с угрозами в его адрес. - Российские власти постоянно говорят о том, что суд страдает русофобией'.
Вчера официальные представители России опровергли обвинения Вильдхабера, назвав их смехотворными и заявив об отсутствии каких-либо доказательств того, что он был отравлен именно на российской земле. Председатель российского Конституционного суда Валерий Зорькин заявил, что утверждения эти вызывают недоумение. По его словам, судья во время своего трехдневного пребывания в России выглядел прекрасно. 'Насколько я помню, пищевое отравление действительно имело место ... но это было просто пищевое отравление'.
Российские официальные лица также задали вопрос о том, почему судья решил публично выступить со своими обвинениями только сейчас, спустя несколько месяцев после отравления.
В своем интервью Вильдхабер сказал, что решил отправить кровь на анализ в судебно-медицинскую лабораторию после того, как прочитал о Литвиненко, который был отравлен 1 ноября большой дозой радиоактивного полония-210. Но когда он обратился в швейцарскую клинику за образцами своей крови, ранее взятой на анализ, ему ответили, что они были уничтожены. 'Я хотел разгадать эту загадку', - отметил он.
Заболел и юрист Экштейн. По словам судьи, после их совместной экскурсии Экштейн спал 'по 18-20 часов в сутки'. 'Я подозреваю, что это (что бы это ни было) произошло во время нашей поездки во Владимир', - сказал Вильдхабер.
Вчера представитель Европейского суда по правам человека заявил: 'Ничто не указывает на то, что болезнь господина Вильдхабера септицемия, вызванная стафилококковой инфекцией, может быть подозрительной. То, что господин Вильдхабер заболел вскоре после возвращения из России, не дает оснований для спекуляций в средствах массовой информации'.
Однако официальные лица вчера признали, что у Кремля вызывали раздражение многочисленные решения суда, которые Москва считала патологически антироссийскими и предвзятыми. Суд регулярно осуждает нарушения Россией прав человека в Чечне, а также выносит решения не в пользу подающих иски этнических русских, которые проживают в Прибалтике.
Однако одно из решений, принятое осенью 2002 года, вызвало особенно сильное раздражение у Москвы. Суд удовлетворил протест против экстрадиции из Грузии 13 чеченцев, которые в России были объявлены в розыск.
Газета Neue Züricher Zeitung написала, что российский представитель в Совете Европы приехал в офис Вильдхабера и заявил, что если эти люди в течение 24 часов не будут выданы России, она возложит на суд ответственность за захват московского театра, во время которого чеченские экстремисты взяли в заложники 850 человек. 'Это была наглая форма шантажа', - заявил газете Вильдхабер.
70-летний судья ушел в отставку 18 января. Вчера комментариев у него получить не удалось.