Российское правительство в среду в целом одобрило проект изменений в два закона, которые резко ограничат права иностранцев на владение месторождениями нефти и природного газа, закрепив, таким образом, в письменном виде все шире применяемую в этой стране практику.
Один из законов запрещает компаниям, более чем наполовину принадлежащим иностранным лицам, осуществлять деятельность в аэрокосмической и военной промышленности, а также в атомной энергетике, в то же время все остальные отрасли промышленности должны быть одинаково открыты как для российского, так и для иностранного капиталов. Второй закон ограничивает право собственности иностранных компаний на определенные нефтяные и газовые месторождения.
По словам некоторых инвесторов, они воспринимают эти правила не как запрещающие знаки, а скорее как дорожные указатели, которые могут облегчить приток капиталов в Россию, систематизировав вводимые в целях обеспечения государственной безопасности ограничения в сфере инвестиций, которые теперь вступили в законную силу.
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко сказал, что новая система "позволит сформировать для иностранных инвесторов предсказуемый и прозрачный климат".
Федеральная служба безопасности, преемница КГБ, будет проверять иностранные компании, желающие инвестировать средства в один из 40 секторов промышленности, указанных в законе.
Российское правительство одобрило поправки к законам в среду, что стало еще одним шагом к их окончательному утверждению Государственной Думой. Эти правила, составляемые уже два года, являются продолжением протекционистской тенденции.
Ожидается, что президент Владимир Путин, предложивший ввести ограничения в своем Послании Федеральному Собранию в 2005 году, подпишет оба закона уже в начале весны. Однако в правительстве, судя по всему, имеются некоторые разногласия. Министр экономического развития Герман Греф, наиболее либеральный член кабинета, сказал, что Россия рискует изолировать себя от иностранного опыта.
"Идея, согласно которой мы должны всем управлять сами, очень опасна, - процитировало его слова агентство "Associated Press". - Нам нужно честно признаться, что у нас нет должной системы управления в бизнесе".
Один из этих законов, содержащий более строгие нормы, будет ограничивать право собственности на месторождения нефти, природного газа, руд и минеральных веществ. Иностранным компаниям будет закрыт доступ к месторождениям, содержащим более 500 миллионов баррелей нефти, 50 миллиардов кубических метров газа, 50 тонн золота или 500000 тонн меди, сообщило агентство "Интерфакc" со ссылкой на неназванного правительственного чиновника.
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев сказал, что правила не будут применяться задним числом к иностранным компаниям, уже участвующим в крупных российских проектах.
Однако закон также запретит иностранцам осуществлять разработку прибрежных месторождений, независимо от объемов имеющихся там запасов, а также разработку месторождений на территориях, представляющих важность для национальной обороны, что позволяет говорить о растущем уровне контроля спецслужб над бурно развивающейся энергетической отраслью российской промышленности.
Закон не позволит компании TNK-BP, совместному англо-российскому предприятию, расширять свою деятельность в России. На долю данного предприятия, образованного в 2003 году, приходится большая часть роста объемов доказанных резервов компании British Petroleum.
В другой закон включен перечень 40 отраслей промышленности, в которые не будут допускаться иностранные компании, а также компании, более половины голосующих акций которых принадлежит иностранцам, рассказал г-н Христенко, представлявший план членам правительства.
В целом, отметил он, принадлежащим иностранным лицам компаниям будет закрыт доступ к таким видам деятельности, как "производство специальной техники, вооружений и военной техники, авиастроение, космическая деятельность и атомная энергия".
Исполнительный директор московского подразделения Goldman Sachs Рори Макфаркар (Rory MacFarquhar) сказал, что положительной стороной этих законов является то, что они четко описывают права и обязанности иностранных инвесторов, в то время как их недостаток - установленные Россией ограничения для международных энергетических компаний - и без того были хорошо известны.
"Если задуматься, то это не является уникальной российской особенностью", - сказал он, имея в виду давление, оказанное в прошлом году американскими политиками на принадлежащую властям эмирата Дубаи компанию "DP World", занимающуюся управлением портами. Компания была вынуждена продать недавно приобретенные американские портовые терминалы на основании требований национальной безопасности США.
"Сомнительно, что существующий ныне в России националистический дух отвечает ее интересам, - сказал г-н Макфаркар. - Однако это уже решенный вопрос, и сейчас речь идет только об оформлении его в письменном виде".
Эндрю Сомерс (Andrew B. Somers), директор Американской торговой палаты в России, защищающей интересы американских инвесторов, сказал, что компании в целом с одобрением отнеслись к этим двум законам.
"Я поддерживаю усилия по разъяснению действующих правил", - отметил в телефонном интервью г-н Сомерс. Вместе с тем он предупредил, что "подобное законодательство может быть использовано в протекционистских целях, так как определение национальной безопасности может быть очень широким".
_____________________________________________________________
Москва устанавливает границы доступа к своим ресурсам ("The Wall Street Journal", США)