МОСКВА - Правительство недавно объявило вне закона иностранных рабочих, занятых на российских розничных рынках. Правило вступает в силу с 1 апреля. Это же ограничение распространяется и на торговых посредников, поскольку вступает в силу требование, по которому минимум половина торговцев на рынке должна продавать свою собственную продукцию. Официальная логика такова, что закон этот должен защитить местного производителя. Однако такое политически мотивированное и поспешное решение, скорее всего, лишь нанесет вред российским потребителям и еще больше усложнит ситуацию с трудовыми мигрантами.
Рынки, в работу которых вносятся изменения, это огромные торговые ряды, где продавцы платят за место за прилавком и предлагают свою продукцию и прочие товары, например, одежду. Покупатели, ищущие более дешевый товар или более свежие продукты, чем в обычных магазинах, покупают на этих рынках местные или импортные фрукты и овощи, домашние консервированные продукты, творог, соленья, мясо и рыбу.
С учетом российского климата овощи и особенно фрукты почти круглый год завозятся сюда из более теплых мест. Однако новый закон применяет одинаковые мерки в отношении всех регионов, хотя продукты и рынки на юге России и за Полярным кругом - это далеко не одно и то же. Без того разнообразия, что предлагают посредники, выбор продуктов во многих местах будет практически сведен к моркови, картофелю и капусте.
Скорее всего, новые правила стали реакцией на рост межнациональной нетерпимости, которая прошлым летом приобрела пугающие масштабы, когда стихийный бунт в городе Кондопоге, что на северо-западе страны, заставил жителей не славянской наружности в страхе бежать, а их торговые точки оказались разграбленными и сожженными. Российское правительство хочет поставить подобные враждебные действия под контроль, особенно в год выборов, когда любое проявление самостоятельной активности считается потенциальной угрозой сложившемуся в политической сфере статус-кво.
Кремль лишь поверхностно занимается развитием терпимости в обществе. Подобные действия вряд ли окажутся эффективными, учитывая нынешний уровень ксенофобии. Поэтому вместо мер по укреплению толерантности он предпочитает взять под свой контроль распространение националистических настроений. В октябре президент Владимир Путин призвал принять 'дополнительные меры для улучшения торговли на ... розничных рынках для защиты интересов российских производителей и ... коренного населения России'. В более сдержанной форме он повторил свою мысль во время ежегодной пресс-конференции, заявив, что вопросы 'на рынке труда далеко не всегда до сих пор решались в пользу коренного населения России, в пользу граждан Российской Федерации'.
Однако к настоящему времени контролирующие государственные органы обнаружили, что проблема трудовых мигрантов на рынках не носит общенациональный характер. Высокое процентное соотношение таких мигрантов по сравнению с коренными жителями наблюдается лишь в Москве и на Дальнем Востоке.
Это не удивительно, поскольку данные регионы испытывают нехватку рабочей силы, что делает присутствие трудовых мигрантов необходимым. В дальневосточных регионах вблизи китайской границы эту нишу заполняют рабочие из Китая, многие из которых приезжают в Россию, чтобы продавать дешевые товары.
Новые правила уже вынудили китайских торговцев распродать свой товар по бросовым ценам и уехать. А сообщения прессы из этих мест говорят о том, что рынки теперь стоят пустыми. 'Преимущества новых правил выглядят сомнительными. Однако недостатки очевидны, - отмечается в одной сахалинской газете, - пока не существует замены дешевым китайским товарам и южным фруктам'.
Этим словам озабоченно вторит московский чиновник: 'Неужели мы хотим оставить москвичей без мандаринов, изюма и кураги?'
Ожидают возникновения и других проблем, потому что новый закон позволяет работодателям разрывать трудовые соглашения с рабочими-мигрантами без решения суда. Значительное количество трудовых мигрантов может оказаться без работы. Тем временем, москвичи вряд ли захотят заниматься низкооплачиваемой и неблагодарной работой продавцов на рынках. 'Граждане России не спешат выстроиться в очередь, чтобы получить эти 28-30 тысяч рабочих мест на рынках, которые создает новый закон согласно новым требованиям. Это серьезный вакуум, который необходимо заполнить до 1 апреля', - заявил один представитель московских властей.
Данные последствия были очевидны еще до принятия закона. Однако для обсуждения не было ни времени, ни желания. Так часто происходит тогда, когда инициатива исходит от президента. После того, как Путин попросил своих министров защитить отечественных производителей на рынках, кабинет министров издал постановление, ограничивающее присутствие иностранцев в розничной торговле. Менее чем за три месяца подготовили законопроект, который был принят обеими палатами парламента и обрел силу закона.
Такие действия разрушают все те остатки уважения к законам и законотворчеству, которые еще остаются. Местные чиновники наверняка найдут пути обхода новых ограничений, а некоторые даже воспользуются новыми возможностями для получения взяток. Однако остальные полагают, что абсурдность некоторых положений закона и тот ущерб, который он наносит потребителям, приведет к его пересмотру. И на самом деле, вскоре после того, как новые правила, составленные по настоянию президента министерством торговли и экономического развития, вошли в силу, возглавляющий это министерство Герман Греф сам заявил, что полный запрет на использование иностранных рабочих может быть отменен.
Редактор журнала Pro et Contra Московского центра Карнеги Маша Липман ведет ежемесячную авторскую колонку в Washington Post.