Речь президента Тоомаса Хендрика Ильвеса в годовщину Тартуского мира 2 февраля 2007 года в концертном зале 'Эстония'.
Эстония может гордиться XX веком, потому что она победила дважды. Помимо Освободительной войны еще и в холодной войне. И осталась на стороне победителей. Это позволяет нам относиться к XX веку с великодушием и уверенностью победителей и быть выше унизительного страха поверженного.
2 февраля дает нам право и возможность смотреть в прошлое и в то же время говорить о том, как история может влиять на настоящее и будущее.
Мы помним свои победы. Будь то Освободительная война и Тартуский мирный договор или восстановление независимости на развалинах Советского Союза. Каждый народ и государство должны помнить и отмечать свои победы.
Но как относиться к победам других народов? Особенно если этот народ живет тут же, в Эстонии, вместе с нами и когда его победа не является однозначно нашей? И как относиться к его победам, когда, отмечая их, он фактически радуется нашим поражениям?
Разгром нацизма как победа всей Европы заслуживает быть отмеченным. Однако затем половина Европы на десятилетия попала под власть Москвы. Для Эстонии это означало утраты и страдания. Вначале - убийства, аресты и депортации, позже - преследования, русификация, запугивания и духовное насилие.
История может быть разного цвета. Для России и для многих русскоязычных людей Эстонии Вторая мировая война - это Великая Отечественная война, 1941-1945 годы, когда нацисты напали на Советский Союз и потерпели поражение.
Для Эстонии, как и для Латвии, Литвы и Польши, Вторая мировая война началась двумя годами раньше, 23 августа 1939 года, когда Сталин и Гитлер, будучи союзниками, поделили Европу на сферы влияния. Далее последовал договор о базах, свержение правительства, утрата собственной государственности и различные оккупации.
Все это продолжалось до августа 1991 года. И только 1 сентября 1994 года, после ухода последнего русского солдата, мы вновь смогли почувствовать себя хозяевами на собственной земле. Как справиться с таким сложным прошлым? Рецепт может быть простым - все имеют право праздновать свои победы и вспоминать о своих утратах.
По Освальду Шпенглеру, историю нужно творить. Сейчас мы видим, как история, вернее, понимание прошлого, подобно противотанковым рвам и заграждениям, разделяет людей, живущих в Эстонии.
Эстонский народ, потерявший в войнах и репрессиях XX века сотни тысяч сыновей и дочерей, понимает что значит Великая Отечественная война для русского, украинского и белорусского народов. Когда же 9 мая вместо поминовения павших начинают превозносить оккупацию и, вместе с этим, отрицать выпавшие на долю эстонского народа страдания, этого мы стерпеть не можем.
Исторический взгляд Эстонии натренирован видеть скорее страдания, чем достижения, скорее утраты, чем победы. Страха и предубеждений в нашем взоре больше, чем гордости и открытости. Мысленно мы как бы продолжаем сражения Второй мировой войны, продолжаем бороться с оккупацией. Подобно тому, как другое государство, расположенное не так уж далеко отсюда, ведет свои сражения в оправдание содеянного в XX столетии.
К сожалению, Россия не хочет принять слова своего первого президента Бориса Ельцина, произнесенных им в Венгрии в ноябре 1992 года, что после разгрома фашизма в Восточную Европу пришла другая идеология насилия. Извинившись за причиненное Советским Союзом насилие, президент Ельцин сказал, что надо знать свою историю, ибо без полной правды нельзя восстановить справедливость, и без полной правды нет ни покаяния, ни прощения.
Что касается покаяния, то оно либо есть, либо его нет. Точно так же нельзя ни от кого требовать извинений, ибо приношение извинений - дело совести, воспитания и цивилизованности.
Эстония покаялась и принесла извинения за тех своих соотечественников, которые в период германской оккупации связали себя с преступлениями против человечности. Суды Эстонии осуществляли правосудие в отношении тех, кто во время советской оккупации убивал и депортировал гражданских лиц или стрелял в спину укрывавшимся в лесах борцам сопротивления.
Оскорбительно, когда теперь Россия обвиняет Эстонию в переписывании истории в пользу нацистов. Это обвинение ложно и несправедливо по отношению к тем, кто взялся за оружие, чтобы защищать завоеванную в сражениях Освободительной войны свободу. Это оскорбляет всех тех, кто потерял в развязанной Германией и Советским Союзом войне свой дом, родину, близких, здоровье и жизнь.
Эстония не переписывает свою историю. Ею, собственно, уже написано то, о чем в годы оккупации здесь не разрешалось говорить и о чем весь западный мир знал все это время.
Проблема скорее в том, что историография самой России по-прежнему мучается фантазиями советского толка, которые никто в свободном мире всерьез не воспринимает. Зато их принимают те, у кого нет возможности читать что-то другое.
Поэтому у нас нет необходимости, как советуют некоторые, 'разъяснить миру историю Эстонии'. Цивилизованному миру давно было все известно, и на этом знании, начиная с 1940 года, основывалась его политика непризнания.
Мы также не должны придавать чрезмерного значения направленным против Эстонии демонстрациям и угрозам, которые исходят из соседнего государства. Вместо этого давайте обеспокоимся тем, что спустя более чем 15 лет после восстановления независимости у нас недостает научных данных о том, кто точно и какие деяния совершал в оккупированной Эстонии в 1945-1991 годах.
___________________________________
'Война и мир': покушение на миф ("Вести Недели День за Днем", Эстония)
Эстония: Освобождение или оккупация? ("The New York Times", США)