Что случилось с предназначенной для размещения на подводных лодках ракетой "Булава", новой звездой российского грозного арсенала стратегических вооружений?
Сначала казалось, что все идет блестяще. Три испытания подряд прошли успешно. Ракета не является абсолютно новой разработкой с еще не проходившими испытаний технологиями. Она представляет собой адаптированный вариант уже проверенной и прошедшей испытания межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М". Недостатка в финансировании не было. В условиях роста мировых цен на нефть российское правительство, будучи крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов, тратит больше денег на обновление и модернизацию своих стратегических ракет, чем когда-либо за последние 25 лет.
Затем вдруг все пошло не так. Во второй половине прошлого года три испытательных запуска закончились неудачей. Последний из этих запусков состоялся 24 декабря прошлого года.
"Три провала на три успешных испытания вызвали беспокойство, и поэтому программа испытаний временно приостановлена", - написал 12 ноября (так в тексте - прим. перев.) на сайте StrategyPage.com аналитик Джеймс Данниган (James Dunnigan).
"Первый этап прошел хорошо, второй этап тоже хорошо, однако третий этап пошел хуже", - сказал, как сообщилось на сайте StrategyPage.com 29 декабря, руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
Газета "Коммерсант" также процитировала слова Перминова о том, что потребуется провести от 12 до 14 успешных испытаний ракеты "Булава", прежде чем ее можно будет ставить на вооружение в качестве морской составляющей российской ядерной триады.
"Учитывая, что запуски "Булавы" происходят 2-3 раза в год, российские вооруженные силы вряд ли получат ее раньше, чем через 2-3 года, - написал "Коммерсант". - Поэтому три неудачных запуска "Булавы" подряд могут легко подорвать российскую программу ядерного перевооружения".
Предыдущие неудачные испытания прошли 7 сентября и 25 октября, сообщило 26 декабря Российское агентство международной информации "РИА Новости". По информации Агентства, оба запуска производились с подводных лодок, находившихся в Белом море.
"Первая ракета не достигла своей цели, вторая самоуничтожилась после отклонения от курса", - сообщило Агентство.
"Коммерсант" также отметил, что российский флот планировал оснастить стратегическую атомную подводную лодку типа "Борей" "Юрий Долгорукий" ракетами "Булава" уже в этом году. Теперь это, судя по всему, невыполнимо.
Декабрьская неудача должна была серьезно расстроить президента России Владимира Путина. С момента вступления в должность он неоднократно говорил о своем желании модернизировать ядерную мощь российского флота, и он, несомненно, хотел бы, чтобы "Булава" была размещена на подводных лодках класса "Борей" до того, как он в следующем году покинет свой пост.
"Для расследования неудачных запусков были созданы две специальные комиссии, - сообщает "Коммерсант". - Первая занимается непосредственно причинами аварий, а вторая пытается выяснить, откуда произошла утечка о провале "Булавы"".
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 "Булава" (SS-NX-30 по классификации НАТО) создана на основе МБР наземного базирования "Тополь-М". Она немного укорочена для того, чтобы помещаться в пусковых шахтах подводных лодок. Это сокращает количество твердого топлива, которое она может нести, и снижает дальность полета до 4800 миль, что все равно является впечатляющим результатом. Каждая из новых подводных лодок типа "Борей 955" может нести до 12 ракет "Булава", и каждая ракета несет до десяти боеголовок индивидуального наведения, способных поражать разные цели, поэтому одна подводная лодка типа "Борей" может уничтожить до 120 американских или европейских городов.
Проблемы, возникшие в ходе создания "Булавы", позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, для создания новой версии баллистической ракеты или даже для создания ее значительно усовершенствованной модификации требуется гораздо больше усилий, чем считалось ранее. Российская программа создания ядерного оружия щедро финансируется благодаря огромным прибылям, получаемым Россией от экспорта нефти и природного газа. Кроме того, у России больше опыта и больше успешно проведенных испытаний межконтинентальных баллистических ракет за плечами, чем у любой другой страны мира. Однако проблемы "Булавы" до сих пор остаются нерешенными.
Во-вторых, последние неудачи "Булавы" резко контрастируют с исключительной надежностью большинства российских МБР наземного базирования и ракет, предназначенных для вывода спутников на орбиту, таких как "Тополь-М", РС-20 (SS-18 по западной классификации) и "Союз". Это позволяет предположить, что причиной проблем является не конструкция самой ракеты, а устройство пусковой шахты подводных лодок; или же изменения, внесенные в базовую конструкцию "Тополя" для адаптации его для запусков с подводных лодок, создали непредвиденные технические проблемы. Как сообщило агентство "РИА-Новости", "Булава" была создана Московским институтом теплотехники.
Несмотря на внушительный послужной список, российские разработчики ракет неоднократно сталкивались с проблемами при создании нового поколения МБР морского базирования "с нуля". Например, от ракеты "Барк", которая разрабатывалась до "Булавы", пришлось отказаться, и вместо этого было принято решение адаптировать "Тополь-М" для запуска с подводных лодок.
Как бы то ни было, американские аналитики и политики не должны испытывать самодовольство из-за имеющихся у русских проблем с "Булавой". Другие МБР из стратегических арсеналов России функционируют, судя по всему, прекрасно. И можно не сомневаться, что российские конструкторы ракет, как и их американские коллеги, борются с имеющимися проблемами вплоть до их решения. Они полвека успешно занимаются именно этим.
___________________________________________________________
Сомнения в отношении российских баллистических ракет ("The Washington Times", США)