В 1995 году продюсер из Малибу Джоан Борстин (Joan Borsten) и ее муж, российский актер Олег Видов, изучали архив мультфильмов, произведенных московской студией "Союзмультфильм". И среди ставших классикой фильмов для детей они обнаружили нечто, привлекшее их внимание.
Это были не снятые в диснеевском духе волшебные сказки или русские народные сказки. Нет, эти короткие мультфильмы, созданные для советского народа, изображали мрачную картину жизни в капиталистической Америке.
В мультфильме "Черное и белое", созданном в 1933 году, изображена дорога, вдоль которой тянется бесконечная линия телефонных столбов с повешенными на них неграми. В "Миллионере", снятом в 1963 году, рассказывается о богатой американской женщине, оставившей миллион долларов своему бульдогу, который стал таким богатым и могущественным, что в конечном счете был избран в конгресс. А мультфильм 1979 года "Тир" рассказывает о безработном американском подростке, нашедшем работу в тире во время карнавала - в итоге оказалось, что злой, жадный владелец тира теперь взимает с клиентов двойную плату за возможность использовать подростка в качестве мишени.
Эти фильмы, которые мало кто видел на Западе, наряду с еще несколькими десятками мультфильмов включены в сборник из четырех DVD-дисков "Советская пропаганда в мультфильмах" ("Animated Soviet Propaganda"), распространяемый компаниями "Kino International" и "Films by Jove". Розничная цена коллекции - 89 долларов США.
Сборник разделен по категориям, названным "Американские империалисты", "Фашистские варвары", "Акулы капитализма" и "Вперед в светлое будущее - коммунизм". Также в него включены интервью с преподавателями российской режиссерской школы, режиссерами и аниматорами, в том числе и с знаменитым художником Борисом Ефимовым, которому на момент интервью был 101 год, и который скончался через два года после интервью.
Самый старый фильм в коллекции, "Советские игрушки", был снят в 1924 году; самый последний, "История игрушки" (так в тексте, на самом деле мультфильм называется "История одной куклы" - прим. перев.) - антифашистский мультфильм - снят на 60 лет позже.
Борстин является президентом компании "Films by Jove", которая приобрела права на распространение большого количества мультфильмов, снятых студией "Союзмультфильм".
"После большевистской революции около 200000 членов партии получили огромную землю с массой неграмотных людей, - говорит Борстин. - Ленин сказал, что кино является лучшим средством пропаганды. А в жанре кино мультипликация была самым легким способом показать, что такое хорошо и что такое плохо".
Иосиф Сталин, возглавивший страну после Ленина, был очарован прошедшим в Москве фестивалем фильмов Уолта Диснея, и приказал создать государственную анимационную студию. И хотя многие из фильмов, создаваемых на этой студии, были основаны на европейских и русских народных сказках, некоторые представляли из себя неприкрытую политическую пропаганду, которая должна была показывать Америку и Запад в самом худшем свете.
Издаваемая в Нью-Йорке русскоязычная газета "New Russian Word" ("Новое русское слово") опубликовала недавно статью, в которой рассказывается, что невозможно не засмеяться над мультфильмом 1949 года "Чужой голос", в котором "русские соловьи-традиционалисты высмеивают и освистывают противную сороку, научившуюся на Западе, где она побывала во время отпуска, петь джаз".
"В 1936 году большинство мультфильмов создавалось для детей, - говорит Борстин. - Однако студия, снимая прекрасные мультфильмы для детей, также снимала и пропагандистские фильмы для взрослых и детей".
Изображение капитализма в советских мультфильмах на протяжении десятилетий практически не менялось.
Это жадный, жестокий толстяк-расист с сигарой во рту, угнетающий честных рабочих. Это описание не изменилось даже после освобождения от коммунистического правления.
"После перестройки, - отмечает Борстин, - американцев, приезжавших в Россию инвестировать деньги, называли 'капиталистическими акулами'".
Некоторые из ранних мультфильмов были созданы большевистскими коллективами, более поздние - советской студией анимационных фильмов. Однако все они позволяют понять, чему подвергался российский народ во время коммунистического тоталитаризма.
Видов считает, что советские пропагандистские мультфильмы, на которых он вырос, заставляли советских людей настороженно относиться к жизни за границей. Люди, жившие в Советском Союзе, верили, что Америка является ужасной страной, где царит безработица, где постоянно бьют негров и где капиталисты, сидящие на мешках с деньгами, свободно унижают тех, у кого денег меньше.
"Это была война между социализмом и капитализмом, - сказал Видов. - Теперь и в России есть богатые и бедные. Поэтому я не думаю, что сегодня кто-нибудь говорит об этой войне".