'Как Штази боролось с 'Солидарностью', - публикацию под таким заголовком помещает сегодня на своих страницах газета 'Жечпосполита'.
Это многотиражное ежедневное издание сообщает, что в архивах Института Гаука - специального учреждения в Германии, занимающегося исследованием документов Штази, - есть доказательства деятельности широкой сети агентов бывшего ГДР в Польше. Автор статьи Петр Ендрошчик пишет из Берлина, что, по подсчетам Ханны Лабренц-Вейс, одной из основательниц Института Гаука, служба безопасности Восточной Германии имела в Польше, по меньшей мере, 500 агентов. Разведывательную деятельность на польской территории Штази начала в 1978 году, после избрания кардинала Кароля Войтылы Папой Римским. Именно тогда ГДР и другие государства так называемого 'восточного блока' стали терять доверие к польским властям. Именно тогда Министерство безопасности ГДР решило, что к 'братской стране', каковой официально считалась для ГДР Польша, следует отнестись как к территории для разведывательных операций, - сказала Ханна Лабренц-Вейс в интервью корреспонденту 'Жечпосполитой'. По ее мнению, польские службы безопасности не были информированы о деятельности Штази, однако, предполагали, что происходит нечто за их спиной. При этом, однако, разведка ГДР время от времени обращалась к своим польским коллегам с просьбами о помощи и давала советы, как бороться с 'Солидарностью'.
Несколько дней назад газета 'Die Welt' опубликовала содержание рапорта одного из немецких агентов, действовавших в Польше. Из него следовало, что шпионам из ГДР удалось в Польше создать сеть постоянных сотрудников из завербованных польских граждан. Штази также использовало контакты некоторых граждан ГДР с поляками. Притворяясь друзьями 'Солидарности', и якобы передавая нужную информацию на Запад, они на самом деле передавали полученные сведения в руки немецкой службы безопасности, - пишет Петр Ендрошчик.
'Жечпосполита' помещает также два комментария на эту тему. Автор одного из них - Иоахим Гаук, первый руководитель Управления по делам документов Штази, пишет, что информация о деятельности сети агентов службы безопасности бывшей ГДР в Польше далеко не нова, и что об этом он и его сотрудники информировали польскую сторону в 90-е годы. Однако в то время, - замечает Иоахим Гаук, у него создалось впечатление, что никто из его польских собеседников этой темой не интересуется . Гаук говорит, что Штази, КГБ и польскую службу безопасности связывало множество соглашений, касающихся обмена информацией и сотрудничества при реализации определенных инициатив. После введения военного положения в Польше в 1981 году, Штази расширило масштаб своих действий на польской территории в некотором смысле уже по собственной инициативе. Собеседник 'Жечпосполитой' также сказал о том, что своих агентов Штази часто вербовало среди поляков, работавших в ГДР.
Громослав Чемпиньский - бывший глава польского Управления охраны безопасности, а во времена ПНР - сотрудник разведки, подтверждает, что Штази в свое время было исключительно активным в отношении Польши. Разведывательные службы социалистических стран считали, что польская агентура недостойна доверия, и наибольшую панику это вызывало именно в ГДР. Громослав Чемпиньский вспоминает, как в свое время один из немецких генералов упрекал его в незнании польской ситуации, говоря, что 'Солидарность' стремиться взять власть. Бывший руководитель УОБ признается, что именно тогда он осознал, что Штази имеет в Польше своих агентов. Несмотря на это, в число 500, о котором говорила Ханна Лабренц-Вейс, трудно поверить, - считает Громослав Чемпиньский, поскольку это свидетельствовало бы о полной катастрофе польской разведки. Скорее всего, речь идет о так называемых 'контактах' агентов, которые действительно были очень разветвленными, - заключил Громослав Чемпиньский в комментарии для газеты 'Жечпосполита'.
иза
__________________________________________
Примечание ИноСМИ.Ru: В тексте сохранены орфография и синтаксис оригинала