Разве нация в нашем мире - уже не нация? Во всяком случае, именно такое впечатление создается, когда читаешь проект ооновского плана по статусу Косово. Этот анклав на Балканах находится под управлением ООН еще с 1999 года, когда НАТО освободила преимущественно албанское население края от власти сербов. Если и Косово не дадут свободу, это будет уже глобальная тенденция.
В плане решения косовского вопроса, рекомендованном на прошлой неделе Совету Безопасности специальным представителем ООН Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari), предусматривается статус, весьма далекий от независимости, а ведь касается он территории размером со штат Коннектикут и с населением в два миллиона человек.
Возможно, уважаемый финский дипломат тем самым пытается предотвратить в бывшей Югославии очередную войну. В силах сербского национализма, заявляющих, что земля Косово (или определенные его части) священна для сербов, заложен мощный конфликтный потенциал.
По плану Ахтисаари, албанское большинство получит столько суверенитета, сколько будет возможно, но при этом решение ключевых вопросов в Косово в течение долгого времени останется в руках ООН. Получится весьма неловкий компромисс, в рамках которого трудно будет решать вопросы между сторонами, потому что ни одна из них не достигнет того, что хочет.
Разве не знакомая картина? Судя по всему, в нашем мире, где расстояния преодолеваются все легче, оружие становится все разрушительнее, а множество границ, проведенных во времена колониальных империй, подвергается жесткому пересмотру, половинчатые соглашения, ущемляющие суверенитет нации или этнической группы, становятся самым популярным средством разрешения конфликтов. Нередко возникают вопросы по соглашениям, заключенным десятилетия назад - в частности, по американскому анклаву в заливе Гуантанамо на Кубе. То же самое происходит на переговорах с Северной Кореей по вопросу ее ядерной программы: одной из основных проблем стало присутствие американских войск в Южной Корее, одобренное ООН еще в 1953 году.
Главная причина наращивания китайской военной мощи в Азии, где Китай может со временем обойти США - 'недоконсенсус' в международном сообществе по вопросу 'независимого' статуса Тайваня. В 1997 году, забирая Гонконг у Великобритании, Китай согласился на присвоение ему особого статуса, однако сегодня Пекин - в том числе и в знак протеста против требований иностранных государств освободить Тибет - активно саботирует принятую в то время формулу 'одна страна, две системы'.
Суверенитет остается абстрактным понятием и во многих ключевых районах Ближнего Востока. Сирия, поддерживающая убийц, и Иран, поддерживающий террористов-шиитов, ослабляет позиции властей Ливана. Палестинцы живут в своем 'полугосударстве' под пятой Израиля. Что же до Ирака, удерживаемого от развала только усилиями американских и британских солдат, то и здесь один из кандидатов на пост президента США, сенатор Джо Байден (Joe Biden), предлагает план раздела страны.
Присутствие миссий ООН по-прежнему необходимо для обеспечения безопасности многих разрушенных - и разрушаемых - войнами стран Африки. Мировое сообщество полностью одобрило решение Эфиопии послать войска в Сомали, когда потребовалось прогнать оттуда исламистов. Оно также одобряет усилия войск Африканского союза в Судане, пытающихся защитить Дарфур.
От определенной части суверенитета отказались и США, подчинившись правилам Всемирной торговой организации. Кроме того, США фактически отказались исполнять властные полномочия в отношении миллионов нелегальных иммигрантов, живущих в плохо ассимилирующейся среде, говорящих на языке, который не понятен большинству американцев, и не разделяющих гражданских ценностей Америки.
Недавно в ООН была поддержана идея вторгаться в пределы суверенитета стран, в которых происходит гуманитарный кризис или зафиксированы грубые нарушения прав человека. Власти многих государств были вынуждены предоставить определенным территориям в своих границах ту или иную автономию: Канада - Квебеку, Англия - Уэльсу, Шотландии и Северной Ирландии, Пакистан - пограничным территориям, контролируемым [пуштунскими] племенами.
План по Косово - очередной удар не только и даже не столько по традиционной концепции национального государства, сколько по естественному стремлению человека к самоидентификации, дающей личности безопасность и свободу.