Новые миграционные правила, которые ввела 15 января и уточнила "специально для украинцев" 30 января Российская Федерация, взбудоражили украинскую общественность.
Еще бы! Количество отечественных заробитчан, которые работают на преимущественно московских строительствах, огромно.
Вряд ли кому-нибудь известно, сколько их там сейчас или два месяца назад, и сколько их будет через полгода?
Поправка для Януковича
Еще в прошлом году они чувствовали себя сравнительно неплохо. "Правило 90 суток" пребывания без регистрации грело душу.
Хотя лужковские "трое суток" никто не отменял, и каждый милиционер прикидывался дурачком, притворяясь, что не знает ни о каких льготах для граждан с тризубом на паспорте.
Известно, что работа в московской милиции - неплохая вещь именно благодаря возможности свободного общения с иностранцами, у которых нет регистрации.
Ее в Белокаменной должны иметь также россияне, которые не прописаны в Москве или Московской области.
Однако опыт пребывания в бывшей столице СССР свидетельствует, что демонстрация "орлиного" паспорта снимает много вопросов.
"Да, у них нет регистрации, но наши, русские, то есть - не шпионы", - размышляет обычный работник московской ППС, ОМОН или солдат дивизии Дзержинского.
Другое дело - предъявители иностранных паспортов.
Кроме "лужковской" регистрации, у них должна быть миграционная карта, железнодорожные билеты в оба конца, и, конечно же, паспорт.
Издевательства над киевлянами и полтавчанами, ивано-франковцами и донетчанами входит в определенный ритуал поведения представителей московской власти.
Не нужно даже напоминать, что у нигерийских наркодельцов, чеченских "сепаратистов" или таджикских "исламистов" с регистрацией никогда проблем не возникает.
Москва - город контрастов. Чудеса происходят здесь на каждом шагу. Понять, каким образом строитель из Тернополя опаснее, чем гость столицы из Урус-Мартана, сложно.
Но деньги - вещь существенная в столице "энергетической" сверхдержавы, которая живет сегодняшним днем.
Либеральное по российским меркам "правило 90 суток" появилось в конце 2004 года, когда РФ предпринимала отчаянные шаги для поддержки кандидата Виктора Януковича.
С тех пор украинцы были даже более привилегированными гостями Москвы, чем россияне из регионов, которым все равно была нужна регистрация во время более чем трехдневного визита в собственную столицу.
И вот два года кайфа закончились. Россия снова показала свое постсоветское лицо.
Сначала у украинского МИДа еще была надежда, что новые правила не будут касаться украинских граждан.
Но переговоры с россиянами не принесли ожидаемой пользы.
Об их результатах немного позже. Сейчас несколько слов о новом формате отношений между Россией и безвизовыми иностранцами.
А вы проверялись на СПИД?
Итак, миграционные правила от 15 января утверждают, якобы, более либеральный порядок пребывания на территории России для граждан из стран, которые имеют с РФ безвизовые отношения.
Получение регистрации носит сообщающий характер. Нужно прийти на почту и отправить миграционную карту в административные органы.
Квитанция о таком гражданском шаге должна быть "охранной грамотой" для эсенговца, который попал в лапы столичной милиции.
Вообще, изменение миграционных правил касается скорее тех, кто не просто приехал, а работает в России. Получить официальное разрешение на работу в России отныне будет проще.
По крайней мере, так говорят российские чиновники. Если раньше для этого было нужно ждать полгода, то теперь - десять дней. Но большая часть украинцев работает в России нелегально, и возможностью получить официальное разрешение вряд ли заинтересуется.
Через несколько дней после опубликования нового закона прозвучало интересное заявление премьера Фрадкова о необходимости для желающих работать в России иностранцев предоставлять справку от нарколога и справку об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Справка от нарколога в данном случае нарушает права человека, который не обязан информировать всех о своих склонностях.
Интересно, если Фрадков поедет на встречу "Большой восьмерки" и там Буш и Блэр будут требовать от него справку от венеролога, как он к этому отнесется?
Также новый закон усиливает штрафные санкции за отсутствие регистрации и работу в России без разрешения.
Но если раньше штрафы грозили самим рабочим, то сейчас основные меры предусмотрены для работодателей.
Возможно, в нормальной стране это стало бы движущей силой цивилизованных изменений на рынке работы. Но в стране постсоветской такой шаг власти будет только стимулировать дальнейшее уменьшение прав наемных работников.
Украинцы благодаря таким изменениям потеряли право на 90 суток без регистрации. Их приравняли к остальным странам СНГ.
Впрочем, украинский МИД предпринимал попытки исправить ситуацию и добился от россиян определенных уточнений.
Как заверили отечественные дипломаты, украинцы, которые просто приехали в Россию и не намерены там работать, могут не беспокоиться. Их никто не будет трогать.
Вот только как можно будет доказать милиционерам или представителям миграционной службы, что ты приехал в гости к родственникам или другу, а не на строительство автодорог?
Снова Янукович
Как ослабление, так и усиление контроля над мигрантами из Украины произошло во время премьерства Януковича.
Только тогда он был кандидатом в президенты, а сейчас он, опять-таки, кандидат на место первого лица в отечественной политике. Почему российская сторона предприняла такие противоположные шаги?
Внутренняя ситуация в этой стране все больше обостряется. Борьба между разными "башнями" Кремля становится все более напряженной.
Обычных россиян пугают даже возможностью терактов на транспорте. "Образ врага" в такой ситуации необходим. Кто сказал, что мигранты из стран СНГ не подходят на эту роль?
Но как тогда быть с формально пророссийским правительством Антикризисной коалиции? Две из трех его составляющих очень симпатизируют России, чтобы представить, что она перестала это замечать.
Очевидно, когда дело касается денег и собственного политического будущего, нет времени думать и заботиться о заграничных друзьях.
И пример президента Лукашенко только подтверждает эту мысль.
Наверное, в скором времени на российско-белорусской границе появятся пограничники, а украинских рабочих начнут массово высылать из Москвы. Впрочем, лучше бы этого не произошло.