Газовые российско-украинские отношения в очередной раз обострили и без того непростую политическую ситуацию в Украине. Вчера фракция БЮТ блокировала трибуну парламента, требуя заслушать премьер-министра Виктора Януковича по поводу прозвучавшего накануне сообщения российского президента Владимира Путина о возможной передаче России газотранспортной системы (ГТС) Украины в обмен на добычу газа в РФ.
Естественно, Путин дал БЮТ неплохой повод для того, чтобы в очередной раз дестабилизировать работу украинского парламента. Хотя, конечно, эта фракция могла бы ограничиться простым запросом в адрес премьера и Президента. Еще в тот период, когда Украина на удивление быстро получила от России новую и, сравнительно с Европой, невысокую газовую цену ($130), было понятно, что международный газотранспортный консорциум будет реанимирован и в какой-то мере станет платой за это. 'День' тогда сделал соответствующие предположения, хотя конкретных подробностей все избегали, если не считать провокации, запущенной одной из газет на основании информации с российской стороны. Как ни странно, среди возможных источников украинской компенсации, перечисленных в этой публикации, ГТС не фигурировала...
Можно предположить, что теперь Путин а) проговорился, б) просто выдал желаемое за действительное. На самом деле истина, как всегда в таких случаях, где-то посредине. Об этом может свидетельствовать даже ускоренный анализ последних заявлений украинских руководителей. Теперь тон заявлений в основном другой, хотя в общем хоре можно различить диссонирующие голоса. Именно так звучит первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. 'Никто отдавать никому в собственность газотранспортную систему Украины не будет. Речь идет только о совместном управлении. Мы в этом заинтересованы. Ведь мы ежегодно тратим огромные суммы на реконструкцию и поддержку ее в рабочем состоянии', - сказал он в интервью одной из газет и подчеркнул, что цель действий правительства - получить более дешевый газ. 'Рыночная цена на газ для Украины сейчас неподъемная. Мы никак не можем прийти в себя после двукратного повышения цены. Участие в разработке месторождений удешевит газ. Ведь есть трубопровод, который идет из России, Средней Азии непосредственно к Украине', - отметил первый вице-премьер и слегка лягнул оппонентов, отметив, что раздувают скандал вокруг газотранспортного консорциума 'политические отставники', которые хотят себя таким образом реанимировать.
Как всегда, более осторожен премьер-министр. Он недвусмысленно заявляет: 'Если речь идет о консорциуме, речь можно вести о строительстве газопровода на участке Богородчаны-Ужгород'. При этом он подчеркивает, что Украина готова сама построить этот участок или объединить усилия с Россией. 'Как будет лучше, мы определимся в ближайшее время, - сказал премьер и отметил: Мы будем нарабатывать позицию Украины. Этот вопрос является очень перспективным в отношениях с Россией'.
Энергетический вице-премьер Андрей Клюев, который в свое время был главным толкачом идеи переориентации консорциума с управления всей украинской ГТС на строительство участка Богородчаны-Ужгород, сегодня выступает в роли эксперта и на вопросы журналистов отвечает в телеграфном стиле: 'Да нет. Ничего. Никакой речи вообще и близко не идет о передаче газотранспортной системы'. По словам вице-премьера, существует проект декларации по украинско-российскому сотрудничеству в области ТЭК, который отрабатывается в Секретариате Президента. Он отметил, что этот проект был разработан по инициативе президентов России и Украины - Владимира Путина и Виктора Ющенко, которая обсуждалась во время межгосударственной комиссии. Вице-премьер отметил, что официально Кабмин не получал никаких документов по этому поводу. По его словам, проект декларации предполагает 'более тесное сотрудничество' украинских и российских предприятий ТЭК в разработке месторождений нефти и газа как в Украине, так и в России, а также сотрудничество в электроэнергетике. Но, по словам вице-премьера, в настоящее время проект этой декларации не завизирован. Правительства двух стран получат поручения отрабатывать конкретные проекты в этом направлении только после того, как этот документ будет подписан двумя президентами.
Между тем, противостояние, с которого началась очередная сессия парламента довольно быстро улеглось - БЮТ на согласительном совете получил обещание принять предлагаемый им законопроект. Для регионалов, хорошо знающих, что приватизация ГТС запрещена законом, это была всего лишь вежливость, а ничто, как известно, не стоит так дешево, и не ценится так дорого. Большинством в 430 голосов Рада запретила манипуляции с собственностью НАК 'Нафтогаз Украины' и газотранспортной системой Украины. Отныне реорганизация, слияние, присоединение, разделение или преобразование государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, а также их приватизация в Украине вне закона. Запрещается также отчуждение имущества госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта, передача его с баланса на баланс, в концессию, в аренду, в лизинг, в залог, в управление, а также другие действия, которые могут привести к отчуждению имущества и акций этих предприятий, а также имущества по акциям НАК 'Нафтогаз Украины', дочерних предприятий и газохранилищ. Извините, г-н Путин...
Но радоваться по поводу принятия этого закона Украине тоже не стоит. Без него можно было годами вести переговоры, привлекать к ним также, например, Францию или Германию. Теперь такой возможности нет. Не будет, очевидно, и концессий на российский газ. И уж совсем большой вопрос в том, не изменится ли цена на него для Украины. Особенно в том случае, если БЮТ приведет в действие свои угрозы с помощью суда отказаться от услуг RosUkrEnergo. Они, похоже, поддерживаются и Президентом. Но, может быть, это просто влияние теплой погоды?
N21, середа, 7 лютого 2007