Взгляд европейской общественности устремлен на Россию, от которой в европейских столицах ждут ясный ответ - останется ли она до конца с Сербией, не позволив тем самым расчленить Сербию и создать еще одно албанское государство на Балканах. Или же в сепаратистской галиматье, в которую попал Старый Свет, Европой будет найден свой вариант решения косовской проблемы (пусть и временно), и в постпутинский период мир войдет с новым видением будущего этой части планеты.
Неадекватное решение косовской проблемы, как ни парадоксально это звучит, на России может отразиться пагубнее, чем на самих Балканах. По крайней мере, о сепаратизме русские знают все до мелочей. Война в Чечне продолжается с 1994 года, и сейчас там каждый день погибают люди. А в стране, которую населяет больше сотни национальностей, фитиль межэтнических столкновений очень короток.
В Москве отлично сознают свою огромную европейскую роль. В минувшие выходные дни об этом напомнил Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. 'Россия несет особую ответственность за решение проблемы Косово', заявил бывший Генсек НАТО в интервью газете 'Время новостей'.
Схватка только предстоит
Нет сомнений, что косовская проблема сегодня - это вопрос, который мучает и саму Европу. Речь идет о сепаратистских устремлениях басков, корсиканцев, кипрских турков, шотландцев, словакских венгров, молдавских румын. . .. А ведь ни один из возникших на этой почве конфликтов до сих пор не нашел подходящего решения.
О том , каким страшным злом является сепаратизм, лучше всего свидетельствует недавняя неудачная шутка редактора бельгийского телевидения, когда между ударными новостями пустили в эфир вымышленный репортаж о решении парламента согласиться с разделом государства по этническому принципу. Проблема не в том, что журналисты сделали что-то несоответствующее их профессии, а в том, что в эту ложь поверило 80 процентов бельгийцев! Другими словами, к вирусу сепаратизма и осознанию возможного распада страны люди уже в такой мере привыкли, что любой малейший признак разрушения существующей системы принимают как неминуемую реальность.
Но вернемся к России. Настоящая схватка с Западом по косовской проблеме ей только предстоит - она должна состояться в конце февраля на заседании Совета безопасности ООН в Нью-Йорке. Конечно, не случайно проблему Косово и Метохии будут обсуждать одновременно с возможным введением санкций в отношении Ирана из-за нежелания этой страны отказаться от ядерной программы. Это значит, что Москва будет вынуждена принимать решения на двух фронтах, наряду с этим размышляя и о своем вхождении во Всемирную торговую организацию, о деловых соглашениях с Европой, об опасном расширении НАТО на восток. . .
Настойчивое повторение того факта, что решение косовской проблемы должно иметь универсальное значение, - это не пустые разговоры. Русские должны следить не только за тем, что творится на Балканах, но и наблюдать за порядком как в собственном доме, так и за пространством вокруг него. Иными словами, везде, где живут тридцать миллионов русских. Для всех них окончательная судьба Косово будет сигналом - хорошим или плохим.
Пространство для маневров сужается
Интересно, что на традиционной ежегодной пресс-конференции Владимира Путина, состоявшейся на прошлой неделе в Кремле , никто из присутствующих ни словом ни обмолвился ни о сепаратизме в Чечне, Грузии, Молдавии, Армении, ни о Косово. Можно понять желание Путина (если оно было) не затрагивать столь чувствительный вопрос за день до прибытия Марти Ахтисаари в Белград, но удивительно, что корреспонденты мировых, местных, да и сербских СМИ не осмелились даже упомянуть об этом. Как будто Косово в тот день стало запретной темой для 1.232 представителей СМИ.
Российские официальные лица по-прежнему твердо придерживаются позиции, что решение о будущем статусе южной сербской провинции должны принимать, прежде всего, Белград и Приштина. Президент Путин многократно подчеркивал , что Москва не согласится с каким-либо решением, если о нем не договорятся сербская и албанская стороны.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на днях в интервью немецкому 'Шпигелю' напомнил, что из резолюции #1244 Совета Безопасности ООН американцы и западные европейцы до настоящего времени извлекали только то, что отвечало их интересам . Много раз они самовольно изменяли приоритеты в решении косовского кризиса, что только усложнило сербско-албанские переговоры. 'Я не могу даже представить, как Совет Безопасности может принять решение, которое будет неприемлемым для сербов', подчеркнул глава российской дипломатии.
На Западе такую позицию Москвы уже оценили как деструктивную. А в ситуации, когда одной стороне (албанской) с Запада посылают ясные сигналы не оставлять попыток полного отделения от Сербии, а другой (сербской) - ставятся ультиматумы, то пространство для каких-либо маневров опасно сужается. Но не все еще потеряно.