Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наша читательница Татьяна Либуркина, за что мы ей крайне признательны
__________________________________________________
Уже не первый раз в Венесуэле принимается закон, дающий президенту полномочия управлять при помощи указов. Но впервые президенту предоставляются особые полномочия на срок в полтора года с правом выпускать имеющие силу законов указы, касающиеся всех сторон жизни общества.
Эта исключительная ситуация неизбежно напоминает о единственном известном в истории подобном примере: получении особых полномочий Адольфом Гитлером от немецкого парламента (Рейхстага) 24 марта 1933 года с помощью так называемого 'Закона о защите народа и государства', насчитывавшем всего 5 статей.
В статье 1 Рейхстаг делегировал правительству, то есть кабинету, возглавляемому Гитлером, разработку законов. В статье 2 постановлялось, что законы, принятые правительством, могли не согласоваться с конституцией. Статья 5 устанавливала 4 года действия закона.
Таким образом, Гитлер устранил неприятные и медленные, по его мнению, парламентские процедуры Веймарской республики, практически уничтожил парламент и создал базу своей дьявольской власти, управляя без ограничений, парламентских и каких-либо иных.
Мы не хотим никоим образом сказать, что Чавес - нацист, но, без сомнения, история хорошо помнит, как Гитлер 'легально' разрушил немецкую демократию. В своей вступительной речи 2 февраля 1999 Чавес объяснял, что создание новой Республики, для чего он намеревается созвать учредительное собрание, потребует некоторого ограничения юридических формальностей, способных затруднить и замедлить процесс.
Именно в этом контексте вспомнился Гитлер и Веймарская Республика. Правда, отдавая себе отчет в том, что сказанное выходит за всякие рамки, Чавес отступил и, со своей знаменитой риторической изворотливостью скрыл выдвигаемый довод за перифразами, понятными лишь посвященным. Это было буквально мгновение, которое прошло незамеченным и не привлекло должного внимания.
Сейчас, когда принимается Закон о расширении президентских полномочий по гитлеровскому образцу, стоит учитывать это мгновение нашей недавней истории, поскольку оно связано с природой нынешнего процесса и некоторым образом его объясняет.
Чавес, в отличие от Гитлера, который начал действовать, как только выиграл выборы, был вынужден, благодаря нашей стране, ждать 8 лет, чтобы иметь возможность запросить и получить эту царскую власть.
Препятствием для Чавеса была страна, которая могла сдерживать его до сих пор и смогла бы даже помешать этому развитию, если бы не длинная цепочка ошибок - постепенная, по крупинкам передача ему власти. Могла - до тех пор, пока последнюю крупинку не подарила Национальная Ассамблея, с которой он может делать все, что захочет, даже добиться, как сейчас, чтобы она единогласно уничтожила себя как законодательный орган.
Этот закон призван упрочить автократию, которая развивалась на протяжении 8 лет. Его скрытая цель - укрепить самодержавие и упразднить конституционные и правовые механизмы, которые в либеральной демократии, этом бесценном продукте развития цивилизации, защищают общества от того, что Токвиль определил, как 'тирания большинства'. Народ этого не потерпит.
____________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Татьяна Либуркина
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей