Под палящими лучами солнца южной Индии в небе крутятся, показывая всю мощь индийских ВВС, многотонные истребители: в Бангалоре проходит программа первого дня аэрокосмической выставки - показательные выступления пилотажных групп.
Нынешняя выставка - самая большая за всю историю Индии: организаторы ожидают не менее 35 тысяч гостей. Участников тоже множество, около четырехсот. Более половины из них - иностранцы, и многие из них приехали сюда специально для того, чтобы попытаться войти на быстро растущий индийский рынок военной техники.
В течение ближайших пяти лет индийские ВВС планируют закупить военной техники на 8-10 миллиардов долларов. Один из самых крупных и ожидаемых контрактов будет предусматривать покупку 126 истребителей. За этот контракт уже началась борьба производителей самолетов со всего мира, однако министр военной промышленности Индии К.П. Сингх (KP Singh) быстро привел всех в чувство, заявив, что во время выставки никаких контрактов подписано не будет:
- Никакие крупные и важные сделки не заключаются во время авиашоу - любого авиашоу, - заявил он в интервью Би-Би-Си, - Во всем мире контракты по закупкам военной техники подписываются где-нибудь в темной комнате в министерстве обороны. Не ждите - во время авиашоу никаких контрактов подписано не будет.
Как бы там ни было, организаторы уверены, что в следующие несколько дней всему международному авиационному сообществу представится прекрасная возможность завязать сотрудничество с индийскими фирмами.
- На этой выставке представлено множество компаний со всего мира; их больше, чем когда бы то ни было, - рассказала мне во время прогулки по самолетным ангарам член оргкомитета Aero India 2007 Аманда Стейнер (Amanda Stainer). - Мы организовывали шоу в Фарнборо в Великобритании и там обеспечивали прибытие всех международных компаний. Здесь количество участников из-за рубежа сразу подскочило на 50 процентов. Прежде всего они приезжают из-за бума на авиационном рынке Индии. Вот он, знак того, насколько сильно производители самолетов со всего мира заинтересованы в сотрудничестве с Индией. Здесь они видят для своих компаний серьезные возможности.
Что представляют США
Немалую часть международного десанта на Aero India 2007 составляют американцы. На выставку прислали свои экспонаты более полусотни фирм из США, в том числе и глобальные компании Boeing и Lockheed Martin, одни из сильнейших участников соревнования, призом в котором станет контракт на поставку истребителей. Пилоты Boeing, чтобы обеспечить своей компании преимущество, дали многим своим коллегам из индийских ВВС полетать на F/A-18, также известном как Super Hornet.
В прошлом отношения Индии с США были довольно холодными, поэтому индийцы американских истребителей никогда еще не покупали. Сегодня отношения уже получше, и теперь Boeing может рассчитывать на улучшение отношения и к своей продукции.
- Этот контракт с индийскими ВВС - очень крупная сделка. Таких программ по закупкам военной продукции Индия не проводила уже много лет, и подобных им не будет еще несколько лет, - сказал мне топ-менеджер Boeing Крис Чедвик (Chris Chadwick), вице-президент программы F/A-18. - Индия - это огромный рынок, уже сейчас этот рынок дает нам довольно много в гражданском секторе, и мы хотели бы, чтобы то же самое было и в оборонном. Мы считаем, что наши многоцелевые истребители F/A-18 как нельзя лучше подходят под потребности индийских ВВС, и уверены, что нам есть что противопоставить конкурентам.
Безусловно, конкуренция за контракт с индийскими ВВС развернулась нешуточная. В гонку включились британские, французские, шведские и другие американские фирмы. Однако главный конкурент - Россия, традиционный военный союзник Индии.
Что придает уверенности русским
В январе Индию посетил президент России Владимир Путин, и многие посчитали его визит признаком желания России возродить тесные отношения с Индией. На аэрошоу русские представили истребитель МиГ-35. Их представители излучают спокойную уверенность.
- Россия хотела бы подчеркнуть, что она уже много лет проводит стратегическую политику сотрудничества с Индией, причем не только в оборонной, но и во многих других сферах, - сказал Алексей Федоров, президент российской Объединенной авиастроительной компании (так в тексте - прим. перев.). - Надеемся, что наши самолеты здесь будут хорошо приняты. Эти МиГ-35, как мы считаем - самые современные машины в мире. Конкуренция предстоит жесткая: на победу надеются многие. Но мы уверены, что выступим достойно.
Битва за индийское небо только начинается. Впереди жесткая борьба: в двери индийского оборонного ведомства стучатся самые крупные производители оружия и самолетов во всем мире. Причем победителю не только достанется огромный куш: страна, которая выиграет сегодня, установит прочные связи с Индией, постепенно входящей в число экономических сверхдержав мира.
______________________________________________
Хорошая новость: через десять лет экономика Индии обгонит экономику Великобритании ("The Independent", Великобритания)