Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Уязвимое стратегическое положение России

Размещенная в Европе база американской противоракетной обороны может стать последней соломинкой для Договора о ядерных силах средней и меньшей дальности

Уязвимое стратегическое положение России picture
Уязвимое стратегическое положение России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская стратегия всегда подчинялась принципу "разделяй и властвуй". Получив возможность продемонстрировать европейцам новую вещественную угрозу, Москва может восстановить в некоторой степени свое влияние на удаляющееся от нее ближнее зарубежье, а также вбить клин между Соединенными Штатами и Европой. Это особенно важно для России сейчас, когда она наблюдает, как быстро продвигаются переговоры Соединенных Штатов с Чешской Республикой и Польшей о возможном размещении на их территории базы противоракетной обороны.

Российский вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов в среду выступал в Государственной Думе. В своей речи он назвал ошибкой заключенный Соединенными Штатами и Советским Союзом Договор о ядерных силах средней и меньшей дальности - который запрещал иметь на вооружении баллистические ракеты средней и меньшей дальности, а также крылатые ракеты наземного базирования. Иванов впервые затронул вопрос о ракетах средней дальности в августе 2006 года во время визита на Аляску, где он встречался с тогдашним министром обороны США Дональдом Рамсфелдом (Donald Rumsfeld). Во время той поездки Иванов напомнил Рамсфелду, что выход России из данного Договора не будет беспрецедентным поступком, так как Соединенные Штаты вышли из Договора по противоракетной обороне в 2002 году.

Срок действия еще одного договора, Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (известного как СТАРТ-1), истекает в 2009 году. Русские какое-то время призывали к заключению нового подобного договора. Поняв, что этого не произойдет - принимая во внимание отход от динамики событий, имевшей место во время "холодной войны" и упадок российской армии, Соединенные Штаты не заинтересованы в новом договоре, ограничивающем ядерные силы - Москва попыталась представить США в виде "плохого парня".

СТАРТ-1 накладывал особые ограничения на размер и тип ядерных вооружений, которыми могли владеть оба государства. Эти ограничения долгие годы помогали России сохранять надежду на достижение численного паритета с США. Однако, несмотря на это, мощь ее ядерных сил все же снизилась, и только теперь начинает восстанавливаться: в настоящее время идет, хотя и очень медленно, процесс принятия на вооружение новейшей российской межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М", известной в США как "SS-27". Создание новой ракеты морского базирования "Булава" тоже сильно выбивается из графика, кроме того, Россия более не в состоянии держать на постоянном дежурстве морские силы ядерного сдерживания. Во время упадка российских ядерных сил договор СТАРТ-1 помогал Москве сохранять мечту о паритете. Поэтому, с точки зрения России, новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, предусматривающий дальнейшее уменьшение числа ракет, был бы идеальным вариантом.

Однако с точки зрения США, сокращение имевшихся у России на вооружении ракет было успешно осуществлено распадом Советского Союза. Несмотря на все усилия Москвы, ей так и не удалось восстановить свои ядерные силы до уровня, на котором они могли бы конкурировать с американскими стратегическими силами ядерного сдерживания. Россия больше не угрожает Соединенным Штатам, как это было раньше. Поэтому они более не чувствуют необходимости заключать новый договор, который ограничивал бы их стратегические возможности. И они с нетерпением ждут 2009 года, когда они смогут по своему усмотрению увеличивать или уменьшать свой ядерный арсенал - без всяких ограничивающих договоров.

Более того, если Россия когда-нибудь снова захочет достичь паритета, США смогут увеличить свои силы быстрее и выделить на эти цели значительно больше средств, как это было когда-то в гонке с Советским Союзом. Или же, если вдруг окажется, что Россия слишком близко подошла к достижению своей цели, США смогут предложить заключить новый договор, пока у них будет преимущество.

России пришлось смириться с тем фактом, что она не сможет достичь паритета с Соединенными Штатами. Ее единственным реальным стратегическим вариантом остается угроза ядерной войны со своими соседями или противниками. Вновь приняв на вооружение ракеты средней дальности, Россия все равно не достигнет паритета, однако значительно расширит набор своих стратегических возможностей.

Ракеты средней дальности всегда для России имели большее значение, чем для США. Россия буквально окружена ими - они имеются у Ирана, Пакистана, Индии, Китая и Северной Кореи. С такой протяженной, незащищенной сухопутной границей, как у России, они очень полезны. В то же время, Соединенные Штаты, у которых в пределах досягаемости ракет средней дальности находятся только Канада и Центральная Америка, постепенно отказались от подобных систем.

Однако в свете скорого истечения договора СТАРТ-1 заявления Иванова имеют смысл. Российские инженеры и промышленность вполне в состоянии создать новое поколение баллистических ракет средней дальности. Несмотря на то, что русские неоднократно испытывали трудности - а зачастую и терпели полный провал - со своими твердотопливными баллистическими ракетами морского базирования, они некоторое время назад смогли создать твердотопливные системы наземного базирования. SS-18 (РС-20А) была последней межконтинентальной баллистической ракетой на жидком топливе. Последующие SS-24, -25 и -27 используют твердое топливо. Для России не составит труда переработать и вновь принять на вооружение мобильные баллистические ракеты средней дальности. (Конечно, ей нужно лишь наделать новых копий старых проверенных систем, которые полностью пригодны к использованию, однако запрещены Договором о ядерных силах средней и меньшей дальности.) Кроме того, они дешевле, и могут служить новым инструментом, которым можно напрямую угрожать Европе.

Российская стратегия всегда подчинялась принципу "разделяй и властвуй". Получив возможность продемонстрировать европейцам новую вещественную угрозу, Москва может восстановить в некоторой степени свое влияние на удаляющееся от нее ближнее зарубежье, а также вбить клин между Соединенными Штатами и Европой. Это особенно важно для России сейчас, когда она наблюдает, как быстро продвигаются переговоры Соединенных Штатов с Чешской Республикой и Польшей о возможном размещении на их территории базы противоракетной обороны.

Имеющаяся в настоящее время у США система противоракетной обороны не представляет для России реальной угрозы. Российские межконтинентальные баллистические ракеты пролетят над Северным полюсом и легко проникнут через американскую систему ПРО. Однако Россия все равно чувствует себя неуютно.

Размещенная в Европе база американской противоракетной обороны может стать последней соломинкой для Договора о ядерных силах средней и меньшей дальности. Иванов считает, что Россия никогда не должна была отказываться от этого Договора, и теперь он, судя по всему, настроен исправить эту "ошибку".

___________________________________________________________

Почему нужно сказать 'да' американской базе ПРО ("Neviditelny pes", Чехия)

Что не так с Булавой? ("United Press International", США)