Ни для кого не секрет, за счет чего развивающиеся рынки так хорошо чувствовали себя в последние несколько лет: инвесторов привлекает возможность получать десятки процентов прибыли, что и побуждает их вкладываться в более рискованные активы. В 2005 году объем прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны достиг 542 миллиардов долларов, что больше, чем в предыдущем году, на 37 процентов. Цифры настолько запредельные, что многие экономисты уже спорят на то, какая из этих стран рухнет первой. Обычно в этом контексте сразу вспоминают Азию и Латинскую Америку, но сегодня взгляды многих экспертов обращаются к Восточной Европе.
Польша, Венгрия и другие страны, благополучие которых долгое время обеспечивалось их членством в Европейском Союзе, вполне могут потерять свои экономические лавры: им угрожает популизм властей, усталость народа от реформ и хроническое завышение социальных расходов. Как выразился аналитик лондонской компании Capital Economics Нил Ширинг (Neil Shearing), 'динамика четко указывает на приближение полномасштабного кризиса'.
С первого взгляда, впрочем, этого не скажешь. В прошлом году экономический рост в четырех самых крупных в экономическом отношении стран из тех, кто вступил в ряды Европейского Союза в 2004 году, составил 5 процентов валового внутреннего продукта. Естественно, этот бум обусловлен рекордным уровнем [притока] иностранного капитала, выросшего на 19 процентов и составившего 57 миллиардов долларов, то есть в два с лишним раза больше, чем на весь Ближний Восток. Но и это еще не все: благодаря 'эффекту экономических лавров' стоимость этого капитала довольно низка, то есть эти страны изначально воспринимаются как низкорискованные уже потому, что они европейские. По данным отчета Международного валютного фонда, выход которого ожидается на этой неделе, стоимость кредита в Центральной Европе занижена на полный процентный пункт по сравнению со значением, которое на самом деле обусловлено экономическими, финансовыми и политическими рисками, существующими в этих странах. По словам Сьюзен Шадлер (Susan Schadler), заместителя директора Европейского департамента МВФ, создается впечатление, что рынки ошибочно воспринимают членство стран Восточной Европы в ЕС как некий фактор, самим своим существованием предоставляющий им какие-то гарантии по суверенным рискам.
Чтобы понять, что это далеко не так, не надо далеко ходить - достаточно обратить взор на юг, в Италию и Грецию. В то время как страны Восточной Азии, Латинской Америки, Центральной и Южной Африки и Средней Азии улучшают свое внешнеторговое сальдо, государства Восточной Европы продолжают потреблять больше, чем производят, и в среднем их сальдо на сегодняшний день составляет минус пять процентов ВВП. К тому же, они никак не контролируют динамику государственного долга: многие страны берут в долг в два или даже в три раза больше, чем предписывается стандартами Европейского Союза. В долгосрочной перспективе высокий уровень задолженности стран Восточной Европы выльется либо в повышение ставок по кредитам, либо даже в прекращение кредитования, что, в свою очередь, может вызвать такой же экономический кризис, какой поразил Италию в середине 90-х годов.
На настоящий момент самые серьезные нарушения финансовой дисциплины числятся за Венгрией: в прошлом году у нее был самый высокий дефицит в Европе - 10,1 процента ВВП, а объем госдолга с 2005 года вырос с 60 до примерно 70 процентов ВВП. Осенью экономические проблемы обернулись социальными: стоило опубликовать в прессе выдержки из частного выступления премьер-министра страны Ференца Дюрчаня (Ferenc Gyurcsany), из которых явствовало, что, чтобы остаться у власти на второй срок, он лгал народу о состоянии государственных финансов 'утром, днем и вечером', как разразился скандал, в конечном итоге заставивший правительство начать 'кампанию по затягиванию поясов', чтобы к 2009 году довести бюджетный дефицит хотя бы до 3,2 процента.
Задача нового плана - ввести Венгрию в зону единой валюты, что пока из всех вновь вступивших в ЕС стран сумела сделать одна только Словения. Польша, изначально планировавшая войти в зону евро к 2009 году, сегодня ожидает сделать это не раньше 2012-го; Чехия, судя по всему, отодвинет дату перехода на евро с 2009 на 2011 год. А это означает, что вложения иностранных инвесторов будут по-прежнему подвергаться риску вследствие колебания курсов местных валют.
Этот эффект можно было бы до некоторой степени нейтрализовать за счет очередного этапа либерализации рынков, но в этих странах народ уже настолько устал от реформ, что к власти будто бы само собой пришло множество левых лидеров. Повышаются объемы вложений по статьям, которыми была печально известна коммунистическая экономика - раздутые расходы на местное самоуправление, неэффективные системы здравоохранения, - в то время как расходы на научно-технические работы неуклонно сокращаются. В Польше за два года сменилось уже шесть министров финансов. Новое правительство Словакии отменяет закон о введении плоской шкалы подоходного налога и либерализации рынков труда, в свое время сделавшие ее такой популярной среди иностранных инвесторов.
- Думаю, каждой из этих стран в течение ближайших 10 лет предстоит в той или иной форме пережить кризис государственных финансов, - считает главный экономист Симеон Джанков (Simeon Djankov) из Всемирного банка.
Если учесть еще и то, какие суммы денег сегодня бродят по Восточной Европе, то слезы, которые ей предстоит пролить, попутно отольются и всем нам.