Как считают израильские эксперты, блиц-поездка президента России Владимира Путина направлена одновременно на то, чтобы сохранить отношения с шиитами и вовлечь в российско-арабский альянс суннитов.
Налаженные отношения с обеими лагерями мусульманства - это преимущество, которого нет у американцев. Если русские его получат, они автоматически станут главным посредником на Ближнем Востоке; а если, кроме этого, русским еще и удастся стать для всех остальных посредниками в диалоге как с суннитами, так и с шиитами, то им, не исключено, также удастся развеять растущее в среде суннитов беспокойство усилением шиитских структур, которое уже отразилось в выступлении презиеднта Египта Хосни Мубарака (Hosni Mubarak):
- Хотя страны, в которых живут шииты, не лояльны Ирану, сами шииты, наоборот, лояльны.
И политически, и демографически на Ближнем Востоке доминируют сунниты - если не считать Ирана и Ирака. В то же время, в странах, считающихся союзницами Запада - Кувейте и Саудовской Аравии - сохраняется значительное шиитское присутствие.
Новая попытка России усилить свое присутствие на Ближнем Востоке начинается с нынешнего визита Путина в Саудовскую Аравию, Иорданию и Катар. В преддверии прибытия Путина в Эр-Рияд официальные источники и СМИ Саудовской Аравии назвали визит российского лидера историческим событием, подчеркивая высокий статус Москвы как члена Совета Безопасности ООН и ближневосточного 'Квартета', а также как одного из ведущих участников рынка нефти и газа. Фактически о визите говорят в таких тонах, будто это праздник в честь усиления влияния Кремля на Ближнем Востоке.
Бывший посол Израиля в России Цви Маген (Zvi Magen), ныне директор Института Европы и Азии при Межотраслевом центре в Герцлии (Institute for Eurasian Studies at the Interdisciplinary Center Herzliya), считает, что эта поездка - отражение новой 'активной позиции' Путина в международных делах. Он полагает, что русские таким образом стараются обеспечить себе уникальное положение, дающее им на Ближнем Востоке явное преимущество над другими заинтересованными сторонами. Достижение такого преимущества - это, по его мнению, одна из основных задач Путина.
Эйял Циссер (Eyal Zisser), глава кафедры истории Ближнего Востока и Африки в Тель-Авивском университете, считает, что Кремль интересует вовсе не мир на Ближнем Востоке, а исключительно обеспечение собственных интересов. Он заявил, что Россия на самом деле отрицательно влияет на события в регионе, так как снабжает оружием Сирию и Иран, от которых оно попадает в руки боевиков "Хезболлы". Циссер считает, что из российско-саудовской встречи ничего хорошего выйти не может, так как интересы двух стран диаметрально противоположны: саудовцы заинтересованы в мире и стабильности на Ближнем Востоке, а русские - нет.
Россия с готовностью поддерживает экстремистские режимы на Ближнем Востоке, включая ХАМАС, представителей которого приглашали в Москву, говорит он. Эти альянсы и подобная политика в целом представляют собой реальную проблему для Израиля и США, потому что удержать палестинцев от контактов с Ираном могло бы только реальное и работающее мирное соглашение, поддержанное США, Европой и Россией.