Эпоха нефтяных популистов становится все интереснее. Когда в июле прошлого года цена достигла 78 долларов за баррель, у государств - экспортеров нефти закружилась голова. Сказочные богатства придали смелости таким популистам, как Уго Чавес, Махмуд Ахмадинеджад и Владимир Путин, приступившим к реализации дорогостоящих социальных программ и повышению влияния своих стран в мире при помощи дипломатии чековой книжки. С тех пор цены опустились до 50 долларов, и мы получили возможность увидеть, как эти популисты будут действовать при менее благоприятных обстоятельствах.
Ахмадинеджад и Чавес оказались в непростой ситуации. Они тратят достаточно много для того, чтобы питать инфляцию, но не для того, чтобы удовлетворять растущие ожидания. В особенности, с недовольством населения столкнулся Ахмадинеджад. Перед лицом обвинений в неумелом управлении экономикой он стал консерватором и в бюджет нынешнего года заложена цена 34 доллара за баррель вместо прошлогодних 42. Но депутат иранского парламента Мохаммад Хошчехре (Mohammad Khoshchehreh), бывший экономический советник Ахмадинеджада, говорит, что это создание видимости. 'Реально в бюджет заложена цена 46 долларов, которую правительство сумело скрыть при помощи бухгалтерских ухищрений'.
Чавес даже не изображает осторожность. После крупной победы на выборах в бюджет 2007 г. он заложил цену 29 долларов против 26 в прошлом году, в то время, как его нападки на частный бизнес ослабили ненефтяной сектор страны. Венесуэла все более уязвима перед колебаниями цен на нефть, 'и каждый процент экономического роста требует все больших государственных расходов, - говорит венесуэльский экономист Луис Самбрано (Luis Zambrano). - Это порочный круг, в котором все сводится к цене на нефть'.
Один лишь Путин думает о будущем. В 2004 г., когда приток нефтедолларов начал подхлестывать инфляцию, он распорядился направлять каждый доллар от продажи нефти по цене выше 27 долларов за баррель в стабилизационный фонд, составляющий сегодня 100 миллиардов - это огромная 'подушка безопасности' на случай падения цен. Но он знал, чем это грозит: русские помнят, как падение цен на нефть в 1980-е годы до 10 долларов за баррель способствовало крушению советской империи. Так что, вот вам предупреждение, современные строители империй.