Вчера вечером, когда президент Владимир Путин и катарский эмир шейх Хамад бин Халифа аль-Тани (Hamad bin Khalifa al-Thani) заявили о том, что рассматривают возможность основания газового картеля, аналогичного Организации стран-экспортеров нефти, у членов Европейского Союза вновь возникли опасения, что Россия хочет монополизировать газовый рынок, взвинтить цены и снова играть политическими мускулами.
Россия и Катар входят в число мировых лидеров добычи газа. Российский и катарский руководители заявили о том, что хотели бы не конкуренции, а более тесного сотрудничества между крупнейшими производителями газа с целью координации отношений со странами-импортерами.
- Я бы не сказал, что мы отвергли предложение о создании картеля, - заявил Путин, - но эта инициатива требует более глубокого изучения.
В апреле группа экспертов отправится на конференцию по газовым вопросам в Дохе, в ходе которой будут обсуждаться вопросы организации картеля, пояснил российский лидер.
- Можно слышать, что, поскольку мы производители энергосырья, то мы как бы и естественные конкуренты. Но это не совсем так, - заявил Путин спустя всего несколько часов после прибытия в это крохотное государство Персидского залива после двухдневного визита в Саудовскую Аравию. - Наши рынки разделены.
Шейх Хамад также заявил, что этот вопрос необходимо обсуждать, но выразил сомнение в том, что газовый картель обладал бы таким же влиянием на рынок газа, как ОПЕК на нефтяной рынок. Газ продается по более долговременным контрактам сроком до 25 лет, и газовый картель мало повлиял бы на это, заявил он.
У России есть крупные месторождения газа в Сибири и дальше на востоке - на Сахалине. Катар владеет крупнейшим в мире месторождением газа. Крупными запасами газа обладает и Иран, который заинтересован в создании картеля и, как и Катар, состоит в ОПЕК.
Лидеры Европейского Союза заявили о том, что будут сопротивляться любым попыткам России основать картель, поскольку опасаются, что в результате резко возрастут цены на газ и политическое влияние России.
Из России Европа импортирует 44% потребляемого ею газа. Недавно зимние ценовые скандалы с Украиной и Белоруссией привели к прекращению поставок газа в эти страны. Европейцы считают, что эти решения были политически мотивированы и поэтому опасаются давать Путину возможность чрезмерного влияния на рынок.
Фадель Гейт (Fadel Gheit), аналитик в области энергетики, работающий в нью-йоркской компании Oppenheimer & Co, считает, что создавать газовый картель, который мог бы хоть в какой-то степени влиять на рынок так же, как и ОПЕК, сейчас 'слишком рано'.
- Мирового рынка газа пока не существует, и если Россия, Катар и Иран объединятся, то тем самым они побудят Запад добывать газ на удаленных месторождениях Аляски и еще где-нибудь, - утверждает он.
Ранее Россия уже сталкивалась с громкими протестами Евросоюза и поэтому не стала педалировать поднятый Ираном вопрос о создании картеля. Однако вчера она дала понять, что этот вопрос по-прежнему тщательно изучается.
Иран заявил о необходимости создания газового картеля с Россией в январе. Об этом заявил верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) на переговорах с председателем российского Совета безопасности Игорем Ивановым. Однако Иванов тогда ответил, что планов организовать картель нет, а есть только 'интерес производителей газа в координации своих действий в газовой сфере'.
_________________________________________________
Газ - покровитель Европы ("Rosja w globalnej polityce", Польша)
Успокоительный тон России никого не успокаивает ("The Financial Times", Великобритания)
Россия наконец завоевывает Европу ("The Weekly Standard", США)