Строительство нового российского нефтепровода, который пойдет в обход Беларуси, может занять менее полутора лет. Об этом заявил глава компании 'Транснефть' Семен Вайншток на лондонской конференции 'IP-Week'.
По его словам, решение российского правительства о реализации этого проекта пока не принято, но изыскательские работы уже начаты. 'Если решение будет принято, оно должно быть исполнено в сроки, которые даже для 'Транснефти' покажутся очень короткими. Даже 18 месяцев, о которых говорят мои коллеги, это чересчур большой срок', - сказал С. Вайншток.
Как уже сообщали 'Белорусские новости', Минпромэнерго России уже направило в заинтересованные ведомства проект Распоряжения правительства по строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) для того, чтобы обеспечить прямые поставки российской нефти в европейские страны.
В министерстве отметили, что для выбора нового маршрута было проработано нескольких вариантов, из которых наиболее целесообразным по техническим и экономическим показателям является маршрут 'Унеча - Приморск' (БТС-II). Этот маршрут обеспечивает возможность прямых поставок нефти в морские порты европейских стран-импортеров.
Реализация этого проекта, говорят в министерстве, позволит снизить зависимость России от транзита нефти через трубопроводные системы сопредельных стран; создать резервы мощностей системы магистральных нефтепроводов, что позволит повысить надежность и обеспечить гибкость поставок нефти для российских экспортеров; расширить экспортный рынок российской нефти за счет увеличения объемов экспорта нефти через Приморск.
Напомним, 8 января 2007 года в результате конфликта России и Беларуси по поводу пошлин на нефть и ее транзита поставки сырья по нефтепроводу 'Дружба' были временно прекращены. Прокачка нефти была возобновлена вечером 10 января. Западные потребители российской нефти заявили о недопустимости подобных шагов, а президент России Владимир Путин, объявивший о необходимости снижения зависимости от стран-транзитеров, поручил "Транснефти" в кратчайшие сроки разработать маршрут нефтепровода в обход Беларуси.
Через Беларусь, в основном по сетям нефтепровода 'Гомельтранснефть Дружба', пока транспортируется до 80 миллионов тонн российской нефти ежегодно. Исходя из этих объемов экспорта и нового уровня тарифов на прокачку нефти, Беларусь планировала ежегодно получать 50 миллионов долларов США.
Понятно, что планы России направить свою нефть на Запад по альтернативному маршруту белорусские власти приветствовать не могут. Как заявил Александр Лукашенко, 'только те, кто вообще не умеет считать до десяти, способны использовать подобные маршруты'. При этом он признал, что 'это их дело, их право, мы перед собой поставили задачу, которую мы решим обязательно, - диверсификация поставок углеводородного сырья в Беларусь'.
Но в случае, если амбициозный план 'Транснефти' будет реализован за 18 месяцев, перед Минском встанет еще одна глобальная задача. Надо будет не только найти альтернативу российским энергоносителям, но и при этом нравиться Москве, чтобы она продолжала гнать нефть по 'Дружбе'. . .
____________________________________
Россия построит нефтепровод в обход Беларуси к середине 2008 года ("Telegraf.by", Белоруссия)