ВАШИНГТОН - Изящная реакция нового министра обороны США Роберта Гейтса (Robert Gates) на крайне агрессивное выступление президента России Владимира Путина, обвинившего администрацию Буша в провоцировании новой гонки вооружений и новой 'холодной войны', в которой 'никто не будет себя чувствовать в безопасности', была встречена практически овацией.
Вместо того, чтобы отвечать ударом на удар, Гейтс ответил с юмором, вежливо, но подчеркнуто напомнив о том, что Вашингтон и Москва сотрудничают по широкому кругу вопросов - от борьбы с терроризмом и отмыванием денег до санкций ООН против Ирана.
'Меня, старого бойца 'холодной войны', оно почти заставило ощутить ностальгию по тем временам - почти', - это ироничное замечание Гейтса вызвало смех и аплодисменты среди участников Мюнхенской конференции по безопасности и сняло большую часть напряженности, вызванной выпадами Путина.
Но сейчас, когда пыль улеглась, начинается оценка истинных последствий агрессивного выступления Путина и возможных его издержек. Начаться все может с давнего стремления России к вступлению во Всемирную Торговую Организацию, которое постоянно откладывается.
Ожидается, что Россия вступит в ВТО к концу текущего года. Об этом заявил на неделе российский министр экономики Герман Греф, отметивший, что все переговоры с основными странами-членами ВТО завершены. Китай поспешил с этим согласиться.
'Китай решительно поддерживает скорейшее вступление России в ВТО, - заявил в среду на пресс-конференции заместитель министра торговли Китая Юй Гуанчжоу (Yu Guangzhou), - российское вступление в ВТО поможет улучшить инвестиционный климат в России и сделает ее рынок более открытым, что создаст благоприятную атмосферу для ускоренного и гармоничного развития отношений между нашими странами'.
Однако страна, стремящаяся попасть в ВТО, должна успешно завершить двусторонние переговоры со всеми государствами-членами ВТО, если они того потребуют. А ряд каверзных переговоров еще не завершен, причем самые трудные - с бывшей советской республикой Грузией, которая хочет воспользоваться своим рычагом влияния, чтобы заставить Россию выполнить обещание узаконить торговлю и перемещения через пограничные контрольно-пропускные пункты в отколовшихся от Грузии регионах Абхазии и Южной Осетии. Россия молчаливо поддерживает автономию или самопровозглашенную независимость данных регионов.
Американские и европейские союзники Грузии еще могут настоять на компромиссе, подчеркнув, что Россия после официального вступления в ВТО подвергнется интенсивному правовому давлению, которое заставит ее отменить односторонние экономические санкции против Грузии (они будут незаконными по правилам ВТО). Грузии это не понравится, потому что для нее такие переговоры являются единственной реальной возможностью пресечь очевидные попытки Кремля вернуть весь кавказский регион в сферу российских интересов.
Но вдруг администрация Буша хочет послать Москве сигнал о том, что она не приняла во внимание напористые замечания президента Путина? В конце концов, американцам не нужно давить на Грузию, заставляя ее идти на компромисс с Россией, если они не верят, что включение России в ряды ВТО стоит того, чтобы потратить часть политического капитала в Тбилиси. Если американцы ничего не сделают, Грузия так и будет упорствовать, требуя от России выполнения своих обязательств, начиная с давно обещанного вывода российских войск. Следующий раунд российско-грузинских переговоров намечен на 26 февраля в Женеве, и будет очень интересно посмотреть на их результаты.
Существуют и другие препятствия на пути скорейшего вступления России в ВТО. Находящийся в США Международный союз интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance) настойчиво напоминает о том, что в ноябре 2006 года Россия и Соединенные Штаты Америки подписали двустороннее соглашение по ВТО, в соответствии с которым Москва обязалась решить все проблемы, связанные с защитой авторских прав, до 1 июня 2007 года. Если на этом направлении не будет достигнуто явного прогресса, администрация Буша на основании положений соглашения будет обязана включить Россию в список стран, нарушающих права интеллектуальной собственности. А это немедленно создаст угрозу всем торговым льготам России. Такое решение администрация Буша будет принимать на основании советов и рекомендаций Международного союза интеллектуальной собственности, а он пока отнюдь не удовлетворен российскими действиями в этом направлении.
Существует ряд стран и корпораций, которые могут втайне испытывать чувство удовлетворения в связи с задержками на пути вхождения России в ВТО. Те крупные нефтяные компании Запада, которые Кремль насильно заставил уменьшить долю прибыли от гигантского нефтегазового проекта на острове Сахалин, были бы рады увидеть, как жесткая тактика Москвы бумерангом бьет Кремль по лицу. Они испытали бы удовлетворение от заявления о том, что Россия пока не готова к членству в ВТО и не удовлетворяет его критериям. А Белый Дом, НАТО и Европейский Союз серьезно обеспокоены последним заявлением Путина о возможном создании газового картеля по образу и подобию нефтяной ОПЕК, который мог бы стать органом контроля объемов добычи в интересах его членов.
В рядах ЕС существуют разногласия между теми, кто утверждает, что членство в ВТО 'цивилизует' Россию и заставит ее отказаться от отвратительной привычки манипулирования и прекращения поставок нефти и газа по политическим соображениям, и теми, кто заявляет, что членство в ВТО должно использоваться в качестве 'пряника', дабы убедить Россию подписать Энергетическую хартию Евросоюза и получить гарантии бесперебойных поставок и взаимного доступа к энергетическим рынкам - как в сфере добычи, так и в сфере распределения. Можно спорить с доводами как тех, так и других, но факт остается фактом: Россия в энергетическом бизнесе по-прежнему остается ненадежным и не заслуживающим доверия партнером.
На состоявшейся в этом месяце встрече министров финансов 'большой восьмерки' Алексей Кудрин публично заявил, что Соединенные Штаты Америки 'твердо выступают за членство России в ВТО'. Немедленного подтверждения данного заявления со стороны администрации Буша не последовало. А крайне воинственная речь президента Владимира Путина на мюнхенской конференции изменила отношение США к России в целом.
С учетом всех этих моментов к любым прогнозам по поводу ближайшего вступления России в ВТО следует относиться с осторожностью. Вероятно, это произойдет, но не обязательно в текущем году.
А если на пути вступления вновь возникнут длительные задержки, то весь комплекс американо-российских взаимоотношений наверняка завязнет в паутине президентской предвыборной кампании. Там же окажутся и более общие вопросы протекционизма, свободной торговли и ВТО, которые в такой популистской манере поднимает претендент от демократов Джон Эдвардс (John Edwards).
Когда Путин заявил, что на горизонте маячит новая 'холодная война', он, видимо, не до конца продумал все политические и коммерческие последствия своих замечаний. Но для Кремля эти последствия могут оказаться крайне серьезными. В очень отдаленной перспективе Запад также может ощутить значительные последствия целенаправленного недопущения России в ВТО и ее изоляции. Страны-изгои всегда ненадежны и коварны, особенно, если они обладают огромными ядерными арсеналами и крупнейшими в мире запасами природного газа.
_______________________________________
Путин наносит ответный удар ("The New York Times", США)
Путин пугает, а нам не страшно ("Los Angeles Times", США)