RFI LIVE!
Беседа корреспондента РФИ, Николя Фалеза, с директором EHESS и специалистом по
России, Жаком Сапиром (Jacques Sapir).
Вопрос: Добрый день, Жак Сапир. Так зачем же Владимир Путин отправился в ближневосточное турне?
Ж.С.: Добрый день. Необходимость в данной поездке по странам Ближнего Востока и Персидского залива продиктована сразу несколькими причинами. Во-первых, Россия экономически уже присутствует в регионе, в том числе принимает участие в Международной выставке вооружений, российские компании и банки активно работают в Абу-Даби и Дубаи. С этой точки зрения, визит Путина должен еще раз подчеркнуть серьезность экономических намерений российского бизнеса в регионе.
Во-вторых, это чисто дипломатический визит. Визит 'дипломатической вежливости', ведь в 2005-2006 годах представители политической элиты Саудовской Аравии побывали в России, и теперь настало время ответного посещения страны первым лицом российского государства.
И, наконец, есть третья - самая главная, но не самая очевидная - причина визита. Внутри политического истеблишмента Саудовской Аравии появились течения, представители которых пытаются выйти из-под влияния США. Таким образом, поездка Путина в СА представляет собой некую проверку, тест, если хотите, того, являются ли эти стремления лишь некой надеждой, попыткой вести собственную игру, независимо от США, или же это серьезное и политически взвешенное решение. Подобное развитие событий весьма заинтересовало бы российский МИД.
Вопрос: Визит Владимира Путина проходит на фоне международного кризиса, связанного с иранской ядерной программой. Многие страны Востока, так же как и Запада, обеспокоены развитием событий. Россия проголосовала за введение санкций ООН в отношении Тегерана, несмотря на свои более чем тесные отношения с Ираном. В чем заключается 'послание' российского президента странам Персидского залива?
Ж.С.: Оно связано с тем самым ощущением российских властей в готовности Саудовской Аравии отдалиться от США. В таком случае Москва смогла бы позиционировать себя в качестве надежного посредника, арбитра на переговорах между СА, странами Персидского залива и Ираном. Но если Саудовская Аравия остается надежным союзником Вашингтона, то нынешняя твердая позиция Кремля по иранской ядерной программе будет неизменной.
Вопрос: Последняя остановка Путина в его ближневосточном турне намечена в Аммане, где ему предстоит встретиться с главой Палестинской автономии, Махмудом Аббасом. Какова, по-вашему, позиция России по отношению к последним событиям в Палестине?
Ж.С.: Сегодня она достаточно проста: с одной стороны, Кремль всячески поддерживает идею создания независимого Палестинского государства, а с другой, пытается убедить палестинцев прекратить внутренние междоусобицы, а международное сообщество признать легитимность партии ХАМАС, победившей на демократических выборах в стране.
Вопрос: Достаточно деликатная тема двусторонних российско-израильских отношений о передаче технологий и продаже российского оружия, которые через Сирию могут попасть в руки ливанской 'Хезболле'. Вместе с тем Израиль не входит в программу визита Путина. . .
Ж.С.: По данному вопросу позиция России тоже предельно ясна: технологии, применяемые во всем мире для разработки ракет 'земля-земля', устарели и давно доступны всем. Поэтому нецелесообразно говорить о неких 'русских' технологиях на службе у 'Хезболлы'. Наоборот российское правительство неоднократно прилагало усилия для активизации партнерства с Израилем, и ему это удалось, о чем говорят неоспоримо улучшившиеся за последние восемь-девять лет отношения между двумя странами.
Вместе с тем в Кремле считают, что позиция Израиля по ближневосточной проблеме - это экстремистская позиция и все усилия, предпринимаемые Россией в рабочей группе по урегулированию этой проблемы, бесполезны, пока данная политика Тель-Авива не смягчится.
_________________________________________
Предложение Путина ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)