Мой друг был заметно потрясен. Он только что узнал, что один из его клиентов ушел к его китайским конкурентам. "Это поразительно, - сказал он мне. - Китайцы своими ценами полностью вытеснили нас с рынка. Мы не можем конкурировать с их предложениями".
Конечно, в этом нет ничего удивительного, наша промышленность каждый день теряет рабочие места, которые перемещаются в Китай. Однако мой друг работает не в промышленности. Он работает в сфере предоставления международной помощи.
В его случае речь идет о нигерийских поездах. Власти Нигерии владеют тремя железнодорожными компаниями, которые печально известны своей коррумпированностью и неэффективностью. Всемирный банк - где и работает мой друг - предложил проект, в основе которого лежит здравая мысль о том, что не имеет смысла давать Нигерии кредиты, не борясь при этом с коррупцией, поразившей железнодорожные компании. После многомесячных переговоров Всемирный банк и власти Нигерии договорились об осуществлении проекта стоимостью 5 миллионов долларов США, в соответствии с которым в борьбе с коррупцией на железных дорогах должны были принять участие частные компании.
Однако практически в момент подписания сделки власти Китая предложили Нигерии 9 миллиардов долларов на восстановление всей системы железных дорог страны: без торгов, без условий и без необходимости реформ. После этого мой друг упаковал чемодан и уехал в аэропорт.
Этот случай не единственный. В последние годы богатые недемократические режимы начали подрывать политику помощи развивающимся странам осуществлением своих собственных программ оказания помощи. Это можно назвать неконтролируемой помощью. Эта помощь развивающимся странам является недемократической по своим истокам и непрозрачной по своей сути, и обычно она на самом деле только тормозит развитие и наносит вред рядовым гражданам.
Китай активно заключает подобные сделки с африканскими странами, выделяемые им средства на восстановление и строительство дорог, электростанций, портов и тому подобных объектов выросли с 700 миллионов в 2003 году до примерно 3-х миллиардов в прошлом и позапрошлом году. Более того, эта стратегия распространяется на весь остальной мир. Пекин согласился за несколько месяцев расширить электросети Индонезии. Очень плохо то, что сделка предусматривает строительство нескольких электростанций, которые будут работать на угле - что будет сильно загрязнять окружающую среду. Ни одно международное агентство не согласилось бы подписать такую несущую вред природе сделку.
На Филиппинах Азиатский банк развития, предоставляющий кредиты под небольшие проценты бедным странам, согласился финансировать строительство нового водопровода в Маниле. Однако неожиданно он получил сообщение, что его деньги не нужны. Китай предложил более низкие ставки, более скорое оформление и задавал меньше вопросов.
Что стоит за этим неожиданным стремлением Китая творить добро по всему миру? На этот вопрос есть три коротких ответа: деньги, международная политика и доступ к природным ресурсам. Центральный банк Китая располагает самыми крупными в мире запасами иностранной валюты, равными 1,06 триллиона долларов. Пекин все активнее использует эти средства для обеспечения себе доступа к сырьевым ресурсам и для распространения своего усиливающегося мирового влияния. Что может лучше, чем щедрая программа предоставления помощи, обеспечить хорошее отношение такой нефтяной державы, как Нигерия или такой богатой природными ресурсами страны, как соседняя Индонезия?
Китай - не первая страна, превратившая помощь в инструмент продвижения своих интересов за границей. Советский Союз и Соединенные Штаты на протяжении десятилетий помогали различным диктаторам в обмен на их лояльность. Даже сегодня щедрость Америки по отношению к Египту и Пакистану основывается на геополитических расчетах.
Однако начиная с 1990-х годов ситуация в сфере предоставления иностранной помощи начала постепенно улучшаться. Внимание средств массовой информации заставило многие развивающиеся страны отказаться от позорящих их действий. Сегодня проекты таких организаций, как Всемирный банк, внимательно изучаются общественными организациями. И хотя система еще далека от совершенства, сейчас она, несомненно, более прозрачна, чем в прошлом, когда она помогала безжалостным диктаторам оставаться у власти.
В предоставлении подобной неконтролируемой помощи Китай не одинок. Президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chávez) не стесняется использовать нефтяные прибыли своей страны для обретения союзников за рубежом. Более того, посол Венесуэлы в Никарагуа, объясняя причины предоставления больших объемов помощи странам региона, открыто заявил: "Мы хотим заразить Латинскую Америку нашей моделью".
Финансовая помощь г-на Чавеса Кубе значительно превосходит ту помощь, которую Леонид Брежнев оказывал острову в расцвет советского коммунизма, и она разбивает мечты на превращение Кубы в открытое государство после кончины Фиделя Кастро (Fidel Castro) и банкротства острова. Кубинцам из-за помощи г-на Чавеса придется еще дольше ждать так необходимых реформ, которые принесут их обществу возможность реального процветания и свободы.
Помощь, оказываемая Ираном организациям ХАМАС в Палестине и "Хезболла" в Ливане, может усилить влияние Ирана в регионе, однако она представляет для граждан этих стран такой же вред, какой представляет помощь Венесуэлы для кубинцев. То же самое можно сказать о помощи, оказываемой Саудовской Аравией религиозным школам в таких странах, как Пакистан. Эти школы в конечном итоге не дают учащимся тех навыков, которые необходимы им для устройства на работу.
Можно поспорить, что учащимся лучше ходить в какую бы то ни было школу, чем проводить время на улице. Но почему эти школы должны быть единственным вариантом? Почему саудовцы не могут финансировать образование, китайцы не могут оплачивать строительство железных дорог, а венесуэльцы не могут помогать кубинской экономике без нанесения вреда бедным пакистанцам, нигерийцам и кубинцам? Потому что эти деньги даются не для того, чтобы помочь этим бедным странам развиваться. Они выделяются для продвижения своих собственных национальных интересов, продвижения своей идеологии или даже для того, чтобы наполнить свои собственные карманы. Те, кто предоставляют подобную помощь, совершенно не заботятся о будущем благосостоянии населения тех стран, которым они помогают.
У таких государств, как Китай, Иран, Саудовская Аравия и Венесуэла есть деньги и желание превратить мир в такое место, в котором мы совершенно не хотели бы жить. Продвигая свою альтернативную модель развития, эти страны эффективно вытесняют ответственные программы предоставления помощи оттуда, где они нужны более всего. Вместо этих программ неподконтрольные никому спонсоры предлагают свои программы, которые способствуют превращению мира в более коррумпированное, хаотичное, авторитарное место. Такая помощь не отвечает ничьим интересам, кроме интересов самих доноров.
Мойзес Наим - главный редактор журнала "Foreign Policy", автор книги "Беззаконие: Как контрабандисты, торговцы людьми и производители поддельных товаров подрывают мировую экономику" ("Illicit: How Smugglers, Traffickers and Copycats Are Hijacking the Global Economy")
___________________________________________________________
В поисках виноватых не останавливайтесь на Буше ("The Financial Times", Великобритания)