Прошлым летом английское правительство в докладе о состоянии дел в энергетике изучило картину наших энергетических потребностей и призвало возродить производство электроэнергии на атомных станциях. Однако "Друзья Земли", Гринпис и другие общественные организации придерживаются политики, исключающей ядерную энергию из числа энергоресурсов, которыми Великобритания будет пользоваться в будущем. Говоря о "переходе на системы, выделяющие малое количество углеродов", они отрицают ядерную энергию - единственный энергоресурс, способный заставить нас отказаться от растущего потребления ископаемого топлива, в результате использования которого и происходит выброс углекислого газа в атмосферу.
Как человек, всю жизнь занимавшийся защитой окружающей среды, являвшийся одним из основателей Гринписа, возглавлявший эту организацию на протяжении пятнадцати лет и сегодня критически относящийся ко многим подобным общественным организациям, я сбит с толку непоследовательностью этой логики. Заявления о том, что ветер и солнечная энергия смогут заменить нам уголь и природный газ, просто не заслуживают доверия.
Ветер и солнце по своей природе непостоянны, и поэтому не смогут обеспечить базовую нагрузку, необходимую для электросетей. Когда ветер стихает, а солнце перестает светить, необходим другой источник энергии для поддержания напряжения в сетях. И выбирать тут приходится лишь между ископаемым топливом и ядерной энергией.
Я делаю выбор в пользу ядерной энергии по очевидным причинам, имеющим неоспоримый природоохранный характер. Во всем мире работают 442 атомные электростанции, благодаря которым в атмосферу ежегодно не выбрасывается около трех миллиардов тонн углекислого газа - что равно выхлопам более чем 428 миллионов автомобилей. В одной только Великобритании 23 атомных реактора позволяют избежать выброса в атмосферу 150 миллионов тонн углекислого газа. При этом они производят 20 процентов электроэнергии.
Великобритания является крупнейшим в Европейском Союзе и третьим в мире потребителем природного газа, а в 1994 году она стала импортировать больше газа, чем добывать. Риск создания энергетической инфраструктуры, которая будет зависеть от российского и ближневосточного газа, заслуживает изучения. Изменение климата и необходимость обеспечения энергетической безопасности подталкивают нас к осуществлению агрессивной программы замены ископаемого топлива сочетанием возобновляемой и ядерной энергии.
Я не из тех, что бьет тревогу по вопросам изменения климата. Однако я верю, что было бы очень благоразумно принять реалистичную программу сокращения выбросов углекислого газа. Ядерная энергия имеет в этом отношении впечатляющие результаты, однако этот чистый и безопасный источник энергии по-прежнему у очень многих вызывает беспокойство. Каждое из этих опасений заслуживает внимательного изучения.
Опасение: ядерная энергия небезопасна. Факт: ядерная энергетика является одним из самых безопасных секторов промышленности в мире. На современных атомных электростанциях соблюдаются установленные властями строгие правила, которые предусматривают постоянное обучение персонала и соблюдение многочисленных мер безопасности. В отличие от них авария на советском реакторе Чернобыльской АЭС не могла не произойти: на нем отсутствовала система локализации аварии, и операторы просто буквально взорвали его. Конечно, смерть всегда является трагическим событием, однако количество погибших в результате чернобыльской аварии, подтвержденное в прошлом году Организацией Объединенных Наций, составило 56 человек, что гораздо меньше цифр, содержавшихся в более ранних докладах. С другой стороны, во время аварии, произошедшей в США на Три Майл Айлэнд, системы безопасности сработали успешно. Система локализации аварии сработала как и предусматривалось, был предотвращен выброс большого количества радиоактивных материалов, обошлось без жертв и разрушений. За последние 35 лет в Великобритании не было ни одной смерти, вызванной аварией на атомных реакторах гражданского назначения.
Опасение: ядерная энергия является дорогостоящей. Факт: стоимость электроэнергии, получаемой на атомных электростанциях, равна стоимости электроэнергии, вырабатываемой угольными и гидроэлектростанциями. Электроэнергия, получаемая за счет использования природного газа, а также энергии ветра или солнца, стоит дороже.
Опасение: ядерные отходы будут представлять опасность на протяжении тысячелетий. Факт: отработанное топливо, содержащее 95 процентов своей первоначальной энергии, надежно хранится на атомных электростанциях по всему миру и будет вновь использовано будущими поколениями для производства электроэнергии. Через сорок лет радиоактивность топлива, извлеченного из реактора, уменьшается более чем в 1000 раз.
Опасение: атомные реакторы уязвимы перед атаками террористов. Факт: даже авиалайнер не сможет пробить укрепленную полутораметровую бетонную защиту, которая как защищает реактор от внешних воздействий, так и не допускает проникновения радиоактивных материалов наружу.
Опасение: ядерная энергия непосредственно связана с распространением ядерного оружия. Факт: для того, чтобы произвести необходимый для атомной бомбы обогащенный уран, не нужно иметь в распоряжении атомный реактор. Уран можно обогатить по новой технологии в центрифугах, именно это, как подозревается, делает в настоящее время Иран. Распространение ядерного оружия и технологий необходимо рассматривать отдельно от вопросов использования ядерной энергии для производства электричества.
Единственным серьезным препятствием на пути использования ядерной энергии является упорная борьба общественных организаций, таких как "Друзья Земли" и Гринпис. Эти организации используют недостоверную информацию для запугивания общественности, чтобы заставить ее поверить в небезопасность ядерной энергии. Они хотят, чтобы количество атомных электростанций и станций, работающих на ископаемом топливе, сокращалось, ложно утверждая, что такие меры, как энергосбережение, эффективное использование энергии и использование возобновляемых источников энергии позволят обеспечить английские города и промышленность достаточным количеством электроэнергии.
Когда люди увидят ядерную энергию такой, какая она есть - безопасной, надежной и не выбрасывающей в атмосферу парниковых газов - они полностью поддержат политику своего правительства, думающего о будущем. После этого инженеры и ученые смогут приступить к созданию энергетической инфраструктуры, способной сократить использование ископаемого топлива и уменьшить угрозу изменения климата.
Патрик Мур - бывший руководитель Гринписа, глава организации "Greenspirit Strategies"