Туркменбаши умер, да здравствует Туркменбаши! Гурбангулы Бердымухаммедов в лучших советских традициях получил подавляющее количество (89%) голосов избирателей и 14 февраля был объявлен президентом Туркмении вместо Сапармурата Ниязова, самопровозглашенного 'Великого Туркменбаши', отца всех туркмен, умершего в декабре 2006 года от сердечного приступа.
Эта бывшая республика СССР, насчитывающая 5 миллионов жителей, расположенная в Центральной Азии между Ираном, Афганистаном и Узбекистаном, является одной из самых закрытых стран в мире. Ниязов царил там, как полновластный хозяин, тратил средства, полученные от продаж природного газа, на возведение огромных золотых статуй, изображающих его собственную персону, в то время, как ежедневные доходы населения не превышали сумму в один доллар.
Как это принято при диктаторских режимах, новый президент пообещал стать продолжателем дела своего 'гениального' предшественника, но намекнул, что может пересмотреть некоторые из его самых экстравагантных и наиболее непопулярных решений. К примеру, Ниязов закрыл все больницы, расположенные вне столицы Ашхабада, уволил 15000 врачей и урезал финансирование образования.
Немногие находившиеся в Туркменистане иностранные наблюдатели констатировали тот факт, что президентские выборы не являлись ни свободными, ни честными. Пусть даже впервые в истории страны в списках значилось несколько кандидатов, все они принадлежали к одной партии, и пятерых из шести претендентов попросили сыграть роль статистов. Эта ситуация слабо походит на зарождающуюся демократию, столь дорогую сердцу Джорджа У. Буша, что не помешало Соединенным Штатам направить на церемонию инаугурации г-на Бердымухаммедова помощника госсекретаря Роберта Бучера (Robert Boucher).
По своим объемам запасы природного газа Туркмении занимают пятое место в мире. Львиная доля производимого газа в настоящее время экспортируется в Россию, которая покупает его по льготным ценам и затем перепродает на мировом рынке, но западные страны не теряют надежду построить газопровод, чей маршрут пройдет через Каспийское море в обход России. Свободный доступ в транспортную сеть 'Газпрома' для стран производителей является предметом споров между Западом и Россией. Российский премьер-министр Михаил Фрадков и председатель правления 'Газпрома' Алексей Миллер также находились в Ашхабаде, чтобы свои присутствием подчеркнуть политическое и экономическое значение, которое Москва придает своим отношениям с Туркменией, а также действенности контрактов.
Стратегическое географическое положение на границе с Афганистаном, а также энергетические ресурсы защищают Туркмению, как и другие бывшие советские республики Центральной Азии, от излишне критичных взоров международного сообщества.
_____________________________________
Вот и новый отец нации ("The Economist", Великобритания)
Дешевый газ или демократия? Туркменская проблема США ("The Guardian", Великобритания)