Одним из самых трагических моментов 20-го века - а таких в этом веке было немало - была Ялта. На конференции, проходившей в этом крымском порту в 1945 году, Великобритания и США молчаливо признали право СССР распространить свою сферу влияния на всю восточную половину Европы. Наш посол в Польше Артур Блисс Лейн (Arthur Bliss Lane) назвал Ялтинскую конференцию 'трагическим предательством'. Свобода полутора поколений людей, живших по ту сторону европейского континента, была жестоко раздавлена. Миллионов людей, оставшихся за 'железным занавесом' - от Штеттина на Балтийском море до Триеста на Адриатическом - освобождение не коснулось.
Однако в конце прошлого века эти народы пережили один из самых счастливых его моментов: вместе с Соединенными Штатами свободные страны Европы стерли сталинскую границу и начали строить единую, свободную и мирную Европу. Жители центрально- и восточноевропейских стран сражались за свою свободу и получили ее. И мы гордимся тем, что Европа и Соединенные Штаты помогли им в этом. Мы поклялись, что это освобождение будет последним, что оно больше не будет принесено в жертву. Мы обещали новым демократиям Европы, что они теперь свободны, что они смогут сами решать собственную судьбу, что никогда больше ни одно решение не будет приниматься за их спиной, что тем, что выстроено их руками в свободном обществе, будут пользоваться они сами. Мы обещали им, что они теперь свободны, что они смогут вступить в любую международную организацию, требованиям которой соответствуют. И поэтому, когда они попросили, чтобы их приняли в ряды Европейского Союза и Организации Североатлантического договора, и когда они показали, что способны разделить с нами всю ответственность членов этих альянсов, они были туда приняты.
Если держать в голове все это, то нетрудно представить, с каким удивлением я воспринял выход в наших газетах (в том числе и в той, со страниц которой выступаю сегодня) серии статей, написанных редакторами и обозревателями, в которых осуждалось решение позволить жителям Центральной и Восточной Европы воспользоваться теми же самыми свободами, которыми Западная Европа пользовалась начиная с 40-х годов прошлого века. Во вторник в своей редакционной статье The Los Angeles Times выступила на стороне президента России Путина, фактически сказавшего, что Россия заслуживает права получить назад свою сферу влияния в свободных странах Центральной и Восточной Европы, в течение десятилетий томившихся, словно в тюрьме, внутри советской империи. 'Единственное, что в его гневной речи может вызвать какое-то удивление - это то, что он так долго с ней тянул' - вот так заканчивается эта статья.
Эта позиция поставила меня в тупик. Я никак не мог понять, что происходит - не только потому, что кто-то отрицает право других на свободы, которые им считаем чем-то само собой разумеющимся, но и потому, что подобные взгляды могут быть характерны только для тех, кому совершенно чужда мораль, кто думает, что, например, Польша, пережив нацистскую и советскую оккупации и внеся (вспомним движение 'Содидарность') свой вклад в окончание 'холодной войны', сегодня обречена прозябать в политико-оборонной 'серой зоне' Европы только лишь потому, что Россия требует компенсировать ей ее 'потери'.
Мне, признаться, казалось, что успех расширения НАТО настолько очевиден, что от любых сомнений в необходимости этого предприятия, каких в свое время было множество, не осталось и следа. Да, мне чрезвычайно приятно сознавать, что то, что произошло в Ялте, не повторилось ни во время распада Советского Союза, ни после него. При всех президентах Америки - Джордже Буше-старшем, Билле Клинтоне, Джордже Буше-младшем - наше государство неизменно занимало четкую и ясную позицию: Соединенные Штаты не будут способствовать разделению народов Европы; напротив, они будут добиваться их единства и параллельно их активного взаимодействия с Россией. Постоянно предпринимались гигантские усилия для того, чтобы показать Кремлю, что укрепление демократии и безопасности к западу от России хорошо для самой России, что оно не представляет для нее никакой угрозы. Кроме того, при всех трех президентах постоянно шло строительство и укрепление сотрудничества НАТО с Россией - в 2002 году был даже образован Совет Россия-НАТО.
Принятие новых членов в Европейский Союз и НАТО сделало Европу практически единой, свободной и мирной - впервые за всю ее историю. Расширение ЕС и НАТО стали главными факторами укрепления демократии и проведения рыночных реформ в огромном регионе, где эти реформы были под угрозой. И народы Центральной и Восточной Европы доказали, что могут быть храбрыми и верными союзниками, твердо встав на нашу сторону, когда нам пришлось выполнять сложнейшие задачи в Афганистане и Ираке.
Соединенные Штаты вместе со своими Союзниками - старыми и новыми, в Европе и на других континентах - ведут совместную работу и вместе строят мир, в котором будут защищены наши общие ценности: свобода, права человека, демократия, законность, справедливость и возможность добиваться экономического успеха. Наше демократическое сообщество сталкивается с терроризмом, распространением орудия массового поражения, несостоятельными государствами и другими сильными угрозами. Все они в равной степени угрожают и России, и поэтому мы сохраняем надежду на то, что Россия вместе с нами продолжит работу по решению самых по-настоящему актуальных вопросов 21-го века. Как сказал министр обороны Гейтс после речи Путина, 'одной 'холодной войны' нам вполне достаточно'.
В нашем видении мира, жизнь в котором будет лучше и безопаснее, нет ничего, что каким-либо образом вредило бы России - ведь соседи, живущие в обществе с сильной и стабильной рыночной экономикой - самые лучшие соседи, с кем бы они ни граничили, с Европой или с Россией. Мы надеемся, что Россия с этим согласится. Но мы ни при каких условиях не согласимся на 'сделку' с Россией в ущерб свободе народов Центральной и Восточной Европы. Второй Ялты, как и второй 'холодной войны', не будет.
Дэниел Фрид - заместитель Государственного секретаря по делам Европы и Евразии.