Бывший генерал-лейтенант Ион Михай Пачепа (Ion Mihai Pacepa), возглавлявший румынскую секретную службу до бегства на Запад в 1978 году, нарушил почти полувековое молчание, чтобы рассказать о своей причастности к операции под кодовым названием Seat12. Эта операция была организована Кремлем в 1960 году с целью создания о Пие XII представления как о 'хладнокровном пособнике нацистов'.
По словам Пачепы, результатом ее стала вышедшая в 1963 году неоднозначная пьеса Рольфа Хоххута (Rolf Hochhuth) 'Наместник' (The Deputy), в которой проводится мысль о том, что Пий XII поддерживал Гитлера и подстрекал его к началу Холокоста. Она вызвала острые споры по поводу отношения понтифика к Гитлеру.
Полемика вновь активизировалась в 2002 году, когда режиссер Коста-Гаврас (Costa-Gavras) поставил на основе этой пьесы фильм 'Аминь' (Amen), на рекламном плакате которого изображена свастика, превращенная в крест.
У этого заговора времен 'холодной войны' был лозунг - 'Мертвые не могут себя защитить'. Дело в том, что Пий XII умер в 1958 году. 'Поскольку Пий XII в первые годы подъема нацистов и их прихода к власти служил папским нунцием в Мюнхене и Берлине, КГБ хотел изобразить его антисемитом, поощряющим гитлеровский Холокост', - написал в опубликованной в National Review статье Пачепа.
Для получения оригинальных документов из Ватикана КГБ воспользовался услугами службы внешней разведки Румынии. Румыния должна была сделать вид, что готова восстановить свои разорванные отношения с Ватиканом. Пачепа заявил, что доступ к архивам дал ему Агостино Касароли (Agostino Casaroli), который отвечал за проведение конфиденциальных переговоров с властями советского блока.
Во время встречи с Касароли в одном из женевских отелей Пачепа убедил его в том, что ему необходимо отыскать исторические корни, которые помогли бы Румынии публично обосновать и оправдать изменение своего отношения к Ватикану. В течение двух лет три изображавших священников шпиона крали из ватиканских архивов и папской библиотеки документы, с которых снимались фотокопии. 'Все немедленно отправлялось в КГБ со спецкурьером, - рассказал Пачепа. - На деле против понтифика не было найдено никаких инкриминирующих материалов. Тем не менее, КГБ требовал все новые документы'.
Во время визита в Бухарест в 1963 году начальник управления дезинформации КГБ Иван Агаянц сказал Пачепе, что результатом операции Seat12 'стала мощная пьеса под названием 'Наместник', в которой Пий XII подвергается осуждению'.
В своей статье Пачепа утверждает, что Агаянц поставил себе в заслугу создание замысла этой драматической пьесы, написанной неизвестным драматургом Хоххутом. Он добавляет, что эксперты Агаянца составляли справочные материалы для приложения к пьесе при помощи добытых Пачепой документов.
Пьеса была опубликована в виде книги с приложением, которое Хоххут назвал 'исторической документацией', и позже переведена на 20 языков.
'Сегодня многие люди, никогда даже не слышавшие о 'Наместнике', искренне убеждены в том, что Пий XII был холодным и злобным человеком, ненавидевшим евреев и помогавшим Гитлеру с ними расправляться', - пишет Пачепа.
Когда Хоххуту задали вопрос по поводу статьи Пачепы, он отрицал наличие какого-либо воздействия со стороны КГБ и утверждал, что пьеса - его собственное произведение. В начале 60-х годов он отстаивал свое изображение Пия XII, заявляя: 'Вот факты - 40 страниц изобилующих информацией документов, являющихся приложением к моей пьесе'.
Хоххут позже написал еще одну довольно неоднозначную пьесу под названием 'Солдаты' (Soldiers), в которой он обвиняет Черчилля в том, что тот приказал убить польского генерала Владислава Сикорского (Wladyslaw Sikorski).
Ватикан в настоящее время прилагает усилия к тому, чтобы причислить Пия XII к лику святых. Среди тех, кто встал на защиту Пия - Израэль Цоллер (Israel Zoller), в 1943-1944 годах бывший главным раввином Рима. Он заявил, что Папа Римский приказывал своим епископам разрешать евреям укрываться в обителях и монастырях.
Отец Петер Гумпель (Peter Gumpel), член ватиканской конгрегации по делам канонизации, так прокомментировал статью Пачепы: 'Мы уже тогда знали, что советская Россия очень враждебно настроена к Пию XII и проводит против него полномасштабную кампанию. Пьеса совершенно определенно испытала на себе коммунистическое влияние'.