Официальные лица министерства обороны Норвегии не объявляют новую холодную войну с Россией, однако огромный северо-восточный сосед Норвегии опять считается государством, представляющим угрозу, в том числе и военную.
Отношения между Россией и Норвегией уже давно натянуты: из-за инцидентов с незаконной ловлей рыбы в Баренцевом море, исчезнувших возможностей для инвестиций в российские газовые месторождения и российских ограничительных мер на импорт лосося.
В это же самое время Россия старалась самоутвердиться в Европе, часто с помощью весьма сомнительных методов - прекращения поставок газа странам, которые не соглашались на ее условия, отказа в выдаче виз для высших официальных лиц, направляющихся в Россию с деловым визитом, и разжигания русского национализма до такой степени, что правозащитники стали выражать свою обеспокоенность. Подозрительные убийства критиков [российского] правительства также вызывают большую озабоченность международной общественности.
[Эксперты] газеты Aftenposten проанализировав выступления и доклады официальных лиц из министерства обороны Норвегии, сделанные в последнее время, выявили использование в них в отношении России терминов, отражающих возникшую напряженность.
Наиболее показательным в этой связи является недавний доклад института FFI, Норвежского научно-исследовательского института по проблемам обороны (Forsvarets forsvarsinstitutt), в котором проанализированы угрозы для Норвегии. В докладе, который ставит задачи для министерства обороны [Норвегии] на 2009 - 2012 годы, Россия фигурирует как 'военная угроза'. Опасения касаются возможности возникновения 'ограниченных военных действий', а не угрозы вторжения [в Норвегию].
В докладе отмечено, что Институт может быть подвергнут критике за такую классификацию России, однако даже министр обороны Анне-Грете Стрем-Эриксен (Anne-Grete Strøm-Erichsen) недавно изменила свою лексику [в отношении России]. Она подчеркнула, что маловероятно, чтобы Россия использовала силу, заметив однако, что наращивание [Россией] военной мощи нельзя проигнорировать.
'Мы должны понимать, что события могут развиваться в другом направлении, не так мы того желаем или ожидаем,' отметила Стрем-Эриксен в своей недавней речи перед военным обществом Oslo Militære Samfund.
'Требует внимания'
Эспен Барт Эйде (Espen Barth Eide), государственный секретарь по делам министерства обороны, считает, что Россия намеренно позиционирует себя как 'игрока на международной арене, требующего к себе внимания и стремящегося к влиянию'. Нефтедоллары и валютные резервы способствовали тому, что страна получила новое экономическое влияние, которого ей так не хватало, с тех пор как распался Советский Союз.
Барт Эйде также не считает серьезными какие-либо разговоры о начале новой холодной войны, однако он отмечает, что Россия 'вернулась на международную арену'. Ее президент Владимир Путин делает все, чтобы удержать ее на этом уровне и поднять уверенность [страны] в своих силах.
'Сегодня, более чем когда-либо, важно, чтобы мы продолжали строить нашу политику на диалоге и реальном сотрудничестве, как в многосторонних, так и в двухсторонних отношениях', заявил Барт Эйде газете Aftenposten.