Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шпионы, ложь и фирма KPMG

Взгляд изнутри на то, как в гигантскую аудиторскую компанию проникла частная разведывательная фирма Diligence

Шпионы, ложь и фирма KPMG picture
Шпионы, ложь и фирма KPMG picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Весной 2005 года бухгалтер из зарегистрированной на Бермудах аудиторской компании KPMG Financial Advisory Services Ltd. Гай Энрайт ответил на телефонный звонок человека, представившегося Ником Гамильтоном и говорившего с резким британским акцентом. Гамильтон сказал, что ему нужно встретиться с Энрайтом по крайне важному вопросу

Весной 2005 года бухгалтер из зарегистрированной на Бермудах аудиторской компании KPMG Financial Advisory Services Ltd. Гай Энрайт (Guy Enright) ответил на телефонный звонок человека, представившегося Ником Гамильтоном (Nick Hamilton) и говорившего с резким британским акцентом. Гамильтон сказал, что ему нужно встретиться с Энрайтом по крайне важному вопросу.

Как сообщил знакомый с обстоятельствами данного дела человек, в ходе двух встреч Гамильтон убедил Энрайта в том, что является офицером британской разведки. Он сказал Энрайту, что хочет получить информацию об одном из проектов KPMG, который может иметь серьезные последствия для национальной безопасности Великобритании. Вскоре уроженец Британии Энрайт уже оставлял конфиденциальные аудиторские документы в пластиковых контейнерах в местах, которые ему указал Гамильтон.

Однако Ник Гамильтон не являлся агентом секретной службы Ее Величества, и документы эти так и не были доставлены в правительство Великобритании.

На самом деле, под именем Ника Гамильтона скрывался Ник Дей, которому сейчас 38 лет. Когда-то он был британским агентом, а позднее стал соучредителем вашингтонской частной разведывательной фирмы Diligence Inc., в состав консультативного совета которой входит бывший директор ЦРУ и ФБР Уильям Уэбстер (William Webster). Клиентом Diligence была не королева Великобритании, а Barbour Griffith & Rogers - одна из самых мощных лоббистских фирм в Вашингтоне. Barbour Griffith & Rogers представляла интересы одной российской многопрофильной компании. А бермудское отделение KPMG готовило аудиторский отчет о деятельности фирмы IPOC International Growth Fund Ltd., которая была основным соперником данной компании из России.

Скандал 2006 года, в котором оказалась замешанной фирма Hewlett-Packard, привел к тому, что тема шпионажа компаний друг против друга заняла главные полосы газет. Методы работы Diligence, которые оказались разоблаченными благодаря судебным документам и опросам BusinessWeek, показывают, как далеко кое-кто может зайти, расследуя деятельность корпораций.

'Правдоподобная оспоримость'

Не опровергая суть изложения событий, произошедших на Бермудах, Ник Дей из Diligence говорит: 'Мы всегда соблюдали законы тех стран, в пределах юрисдикции которых действуем'. Он добавляет, что фирмы, занимающиеся анализом и расследованиями деятельности компаний, подобные Diligence, оказывают неоценимые услуги. 'Мы существенно помогаем бизнесу действовать в рискованных условиях трудных, но перспективных рынков, - говорит Дей, - государственные органы не всегда обладают достаточными средствами и знаниями для выполнения подобных задач'.

С самого начала деятельности задача Diligence была понятна, но далеко не проста. Она должна была проникнуть в KPMG, чтобы получить упреждающую информацию об аудите зарегистрированного на Бермудских островах инвестиционного фонда IPOC. Консорциум 'Альфа-групп' из России через свой филиал нанял Barbour Griffith & Rogers, а эта лоббистская структура, в свою очередь, наняла фирму Diligence. 'Альфа-групп' давно уже ведет дуэль с IPOC за крупный пакет акций в российской компании сотовой связи 'Мегафон'. 'У нас есть хорошие шансы на успех в этом деле', - писал Дей в служебной записке Diligence, имея в виду шпионские действия на Бермудах. В этой служебной записке, доступ к которой получил BusinessWeek, также говорилось: 'Мы ведем это дело таким образом, что оно создает ситуацию правдоподобной оспоримости, сводящей практически к нулю все шансы на раскрытие'. Подобные операции Diligence, как отмечалось в записке, всегда проходили успешно.

Внутри компании Diligence операцию проникновения в KPMG окрестили проект 'Юкка'. Проходила она поэтапно, о чем свидетельствуют люди, знакомые с операцией и представленными в суд на Британских Виргинских Островах документами о IPOC и 'Альфе'. Сначала два сотрудника Diligence обратились в бермудский офис KPMG под видом организаторов юридической конференции, которая якобы должна была пройти на Бермудах. Сотрудники Diligence звонили секретарям из KPMG и спрашивали их о том, как работает офис компании. Вскоре в руках у Diligence оказался список имен группы сотрудников KPMG, которые могли иметь доступ к данным о IPOC. Однако фирма хотела сократить этот список.

Как написано в плане реализации проекта 'Юкка', сначала разведывательная фирма занялась поиском людей, по своим качествам и привычкам подходивших на роль источников, способных выдать информацию по аудиторскому отчету. Одним из таких потенциальных источников должен был оказаться 'молодой человек примерно 25 лет, которому несколько наскучила его работа : который имеет склонность к постоянным развлечениям на вечеринках, нуждается в деньгах, любит риск, спорт, женщин, не уважает руководство, тратит попусту деньги, но патриотичен'. В служебной записке дается описание типа личности и второго источника. Им должна была стать 'молодая женщина, чувствующая себя незащищенной, имеющая избыточный вес, склочная, нечестная. Она должна тратить деньги на собственную внешность, на одежду и безделушки. У нее не должно быть любовника и близких друзей. Она должна быть привязана к своей матери'. Очевидно, под описание Diligence не подошел ни один человек из списка, однако фирма остановилась на Энрайте - бухгалтере родом из Великобритании.

Энрайту вскоре позвонил Ник Дей из Diligence, представившийся Ником Гамильтоном. По словам знакомого с этими событиями человека, они договорились пообедать вместе недалеко от офиса KPMG в бермудском Гамильтоне. За обедом темноволосый и приветливо улыбающийся Дей сказал Энрайту, что для него есть чрезвычайно секретное задание, имеющее отношение к национальной безопасности Великобритании. Тот же знакомый с данной историей человек рассказал, что беседу Дей вел уклончиво, ни разу не упомянув ни IPOC, ни аудиторский отчет. Дей сказал бухгалтеру, что тому придется пройти проверку британских властей, дабы те могли удостовериться в его способности выполнить поставленную задачу. Дей достал фальшивую, но очень похожую на настоящую анкету с печатью британского правительства вверху, и задал Энрайту ряд вопросов о его родителях, образовании и работе, о политической деятельности, а также о том, не совершал ли он прежде преступлений. Копию данной анкеты изучали сотрудники BusinessWeek. Энрайт согласился ответить на поставленные вопросы.

Через несколько недель эти люди встретились вновь, на сей раз, в местном баре. Дей, по-прежнему называвший себя Ником Гамильтоном, рассказывал Энрайту вымышленные истории о своей службе в морском десантном спецподразделении ВМС Великобритании, похожем по своему предназначению на 'морских котиков' ВМС США. Затем он подвел беседу к интересующей его теме: что Энрайт знает об аудиторской проверке IPOC компанией KPMG?

Вскоре Энрайт уже передавал конфиденциальные аудиторские документы, в том числе, записи опросов, которые проводила KPMG в ходе проверки IPOC. Об этом свидетельствуют как документы суда Британских Виргинских Островов, так и знакомый с событиями источник информации. Дей выбрал большой камень в поле, по которому Энрайт ежедневно ходил на работу из своего дома в Элбоу Бич, и разместил там пластмассовый контейнер, называемый шпионами тайником. В назначенное время Энрайт закладывал в контейнер новые материалы, а Дей их позже оттуда извлекал. Один раз Энрайт оставил документы в багажнике своего мопеда, стоявшего возле его дома. Сотрудники Diligence знали от Энрайта, где он хранит ключи от мопеда. Когда он отправился в поездку, Дей забрал оставленные в мопеде бумаги.

Дей и его компания Diligence предприняли все меры предосторожности, дабы удостовериться в том, что Энрайт не является 'подсадной уткой' или шпионом компании. Сотрудники Diligence следили за Энрайтом всякий раз, когда он шел из своего офиса на встречу с Деем. Один сотрудник фирмы обязательно приходил на место встречи до появления Дея и Энрайта, чтобы удостовериться в том, что последний не пользуется в целях наблюдения услугами помощников. Энрайта провожали до дома и после встреч с агентом. А по словам все того же источника, когда Дей уходил с места встречи, сотрудник Diligence сопровождал его, чтобы проверить, нет ли за ним слежки. Дей шел по заранее предписанному маршруту через несколько открытых мест, чтобы агенты его фирмы могли вычислить идущий за ним 'хвост'.

Разоблачение тайны

Diligence за свою работу получала очень солидные деньги. Как стало ясно из счета, представленного в федеральном суде Вашингтона в ходе рассмотрения дела с участием IPOC и Diligence, лоббисты из Barbour Griffith получали от Diligence счета к оплате 'за бермудский отчет и работу в Германии - по телекоммуникационной компании'. Фирма получала 25000 долларов в месяц плюс по 10000 долларов на расходы. Ей также было выплачено 60 тысяч долларов в виде премиальных за представление первого чернового варианта аудиторского отчета KPMG о IPOC. Общую сумму, полученную Diligence, установить не удалось.

Тайный проект 'Юкка' неожиданно закончился после того, как кто-то - до сих пор неизвестно, кто - 18 октября 2005 года подбросил кипу бумаг в офис KPMG в Монтвейле, штат Нью-Джерси. Там были служебные записи Diligence, а также электронные письма с подробностями проекта 'Юкка'.

10 ноября 2005 года KPMG подала на Diligence в суд, обвинив фирму в мошенничестве и неправомерном обогащении. Дело рассматривалось в окружном суде Вашингтона. 20 июня 2006 года дело закрыли. Diligence выплатила KPMG 1,7 миллиона долларов.

15 июня 2006 года уже IPOC подала исковое заявление в тот же окружной суд против Diligence и Barbour Griffith & Rogers, обвинив эти компании в сговоре, незаконном обогащении и прочих правонарушениях. Дело рассматривается до сих пор. Представитель KPMG Гэвин Хаулгейт (Gavin Houlgate) отказался прокомментировать ситуацию. Отказались от комментариев и адвокаты KPMG из нью-йоркской юридической фирмы Hughes Hubbard & Reed. Вице-президент московского телекоммуникационного подразделения 'Альфа-групп' Кирилл Бабаев, отвечая на вопрос о причастности 'Альфы' к операции фирмы Diligence, сказал: 'Мы не участвуем ни в каком судебном процессе против IPOC, а следовательно, не можем комментировать слухи и спекуляции по этому поводу'.

Самым известным соучредителем Barbour Griffith & Rogers является Хейли Барбур (Haley Barbour), работающий сегодня губернатором штата Миссисипи. Барбур ушел из лоббистской фирмы в 2003 году, незадолго до начала операции Diligence. Другой соучредитель Barbour Griffith & Rogers Эд Роджерс (Ed Rogers) был одним из первых вкладчиков капитала в компанию Diligence. Эта лоббистская структура сдавала часть своих помещений на Пенсильвания-авеню той же фирме Diligence. Адвокат Barbour Griffith Эдвард Макмахон (Edward MacMahon) говорит, что фирма не совершила ничего противозаконного, и что никто из Barbour Griffith в настоящее время не имеет вкладов в Diligence. Знакомый с работой Diligence человек заявляет, что акционерами фирмы являются ее директор Дей, бывший посол США в Германии Ричард Берт (Richard Burt), Эдвард Матиас (Edward Mathias) из вашингтонской частной фирмы Carlyle Group и зарегистрированная в Буэнос-Айресе частная компания Exxel Group. Берт подтвердил, что является председателем правления Diligence, однако отказался обсуждать проект 'Юкка'. Матиас подтвердил, что является акционером Diligence, но сразу же сказал, что ничего не знает о событиях на Бермудах. В списке инвестиционного портфеля Exxel Group, размещенном на ее вебсайте, значится фирма Diligence, однако на посланное электронное сообщение с просьбой прокомментировать ситуацию компания не ответила.

Не ясно, нарушала или нет фирма Diligence британские либо американские законы. В интервью, данном из вашингтонского офиса компании, Дей заявил, что он и его фирма всегда действуют в рамках закона, однако после 2005 года они многому научились: 'В организационном плане мы многое изменили после всего того, через что нам пришлось пройти в прошлом году'. По его словам, Diligence 'посвятила массу времени обучению своего персонала тому, что можно делать, а что нельзя'.

В сделанном для BusinessWeek заявлении директор IPOC Мадс Бремер-Йенсен (Mads Braemer-Jensen) сказал: 'То, что 'Альфа' наняла Barbour Griffith & Rogers и Diligence для применения незаконной и бесчестной тактики клеветы против IPOC, показывает лишь то, что эта компания пытается увести дело в сторону от факта кражи у IPOC. Мы надеемся, что американские и бермудские правоохранительные органы возьмут это себе на заметку и предпримут соответствующие действия против 'Альфы''.

Гай Энрайт, работающий ныне в лондонской компании Deloitte & Touche, отказался ответить на неоднократные просьбы прокомментировать свои отношения с Ником Деем и свою работу по аудиту IPOC. Время и условия ухода Энрайта с работы в KPMG установить не удалось. Но видимо, после встреч с Ником Деем он остался не с пустыми руками.

Когда в 2005 году проект 'Юкка' был свернут, Дей, все еще действовавший под псевдонимом Ника Гамильтона, подарил Энрайту часы 'Ролекс' стоимостью в несколько тысяч долларов. Энрайт полагал, что это подарок британского правительства, однако часы подарила ему все та же фирма Diligence.

_____________________________________________

Корпоративный шпионаж ("Business Week", США)