В России через тринадцать месяцев состоятся выборы президента. Пришло время для Владимира Путина готовить себе преемника, поскольку Конституция запрещает ему выставлять свою кандидатуру на третий срок. Судя по всему, новое назначение Сергея Иванова, который до настоящего времени занимал пост министра обороны, вписывается в данный контекст.
Новый первый вице-премьер России, как и Путин, в прошлом был агентом КГБ. В этом смысле преемник из него получится идеальный.
Продвижение Иванова по иерархической лестнице в Москве свидетельствует о растущем влиянии фракции 'силовиков', бывших сотрудников разведслужб МВД и вооруженных сил, которые заняли руководящие посты после прихода Путина в Кремль. Целью этих людей является восстановление могущества России, пусть даже для этого потребуется централизация власти и ущемление свобод. После того, как цены на нефть взлетели на небывалую высоту, они используют нефтяные запасы страны, чтобы упрочить свою власть и навязать свое мировоззрение.
Этот взгляд на мир был крайне напористо озвучен на прошлой неделе в Мюнхене Владимиром Путиным, чьи тылы прикрывал его министр обороны, позднее назначенный на более высокую должность.
В своей речи, напомнившей времена 'холодной войны', российский президент раскритиковал Соединенные Штаты, обвинив их в том, что они перешагнули свои национальные границы во всех сферах и поставили под угрозу стабильность во всем мире.
Новая агрессивность властелина Кремля, судя по всему, вызвана планами Америки по размещению противоракетного щита на границах России, но также им двигало стремление обозначить своему преемнику будущую политическую линию, и Сергей Иванов, несомненно, является одной из наилучших кандидатур для воплощения этой политики в жизнь.
Иванов не является единственным возможным преемником. Предыдущая волна назначений имела место в ноябре 2005 года, и с тех пор среди потенциальных 'дофинов' называют также и Дмитрия Медведева, председателя Совета директоров 'Газпрома' и первого вице-премьера. После назначения Иванова оба потенциальных наследника находятся на одной иерархической ступени. Пока еще чаша весов не склоняется ни в одну из сторон. Судя по всему, сам Владимир Путин еще не сделал окончательный выбор. Глава Кремля, который утверждает, что уйдет по истечению второго срока, ведет сеанс одновременной игры на двух досках и умело руководит операцией 'преемник'.
Сейчас он выдвигает на передний план Иванова, но до этого он дал фору Медведеву, которому в прошлом месяце была поручена PR-акция по продвижению положительного имиджа России на саммите в Давосе. На этом форуме заявления Медведева несли совсем другой, правда, шитый белыми нитками, посыл: Россия стремится в будущем вступить в ЕС, она разделяет демократические ценности Запада и исполнена готовности открыть свои экономические границы.
Конкуренция между двумя фаворитами не выходит за очерченные рамки, разногласия широкой публике не видны. Не важно, кто финиширует - Иванов, или Медведев, - но фигуры в шахматной партии, которая должна закончиться в 2008 году, переставляет сам Владимир Путин, который без сомнения, собирается этим заниматься и после выборов.