Трехсторонняя встреча в Дели министров иностранных дел России Сергея Лаврова, Индии Пранаба Мукерджи и Китая Ли Чжаосина, вписавшая новую страницу блокировки государств, высказавшихся за 'сбалансированные международные отношения и многополярность их архитектуры', выглядит как попытка Кремля провести 'международную реформу', после которой Вашингтон избавился бы от своей монополии единственного мирового центра стратегических влияний.
Все это в завуалированной форме указано в коммюнике по итогам переговоров, где отмечается необходимость 'формирования все более многополярного мирового порядка, который будет основываться на принципах равенства наций, больших и малых, уважения суверенитета и территориальной целостности стран, международного права и взаимоуважения'. Формулировки коммюнике странным образом совпадают с положениями недавней мюнхенской речи президента России Владимира Путина, в которой он подверг критике США за 'навязывание своей системы права другим государствам'.
Кроме того, 'братание' также совпало с началом года Китая в России, имеющего, с точки зрения российских экспертов, большое значение для дальнейшего упрочения дружбы между народами двух стран и активизации сотрудничества во всех областях и являющегося весомым вкладом в развитие российско-китайского стратегического партнерства. И хотя, как подчеркнул председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин, это сотрудничество не направлено ни против каких третьих стран, и, безусловно, не носит антиамериканской направленности, 'треугольник мировой политики' имеет не только общие интересы в сфере мировой экономики. Трое 'гигантов' своей встречей фактически объявили о создании 'объединенного фронта' против власти Соединенных Штатов.
Несомненно, что Москва, в последнее время ставшая очень активной на международной арене, стремится противопоставить 'большой восьмерке' свою 'большую тройку'. И хотя пока что эта 'тройка' не формализованная, и поэтому не может восприниматься как какая-то конкретная международная организация, это именно тот случай, когда вполне можно спросить: 'против кого дружим'? Впрочем, самый важный движущий мотив подобного объединения в повышении международного значения каждой из упомянутых стран. Таким образом, возможно, уже можно говорить о попытке запустить 'перестройку миропорядка'? Потому что, как известно, Индия уже некоторое время добивается для себя места постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вето (вместе с Германией, Бразилией и Японией). Китай поддерживает кандидатуру Индии, но против предоставления права вето кому-нибудь из новых членов СБ и к тому же вообще не хочет пускать в Совет Безопасности Японию.
Несомненно, что проблема создания новой структуры международных отношений касается национальных интересов всех стран современного мира. Но похоже, что Россия, Китай и Индия решили самостоятельно начать демонтаж 'однополюсного миропорядка'. Поскольку 'линия противоречий' заключается в том, что все три государства, в большей или меньшей степени, не довольны тем, что со времени распада СССР в 1991 году установилось доминирование Америки. Идея противодействия доминированию США сегодня находит своих сторонников не только среди лидеров таких стран 'третьего мира', как Венесуэла или Иран, но даже и среди европейцев. Стоит учитывать и то, что сами государства, которые США пытаются превратить в объекты своей политики, не желают мириться с отводимой им ролью. Очевидно, что с некоторым опозданием, но все же возникает движение, инициирующее закладывание и формирование в XXI веке новой полицентрической системы международных отношений.
Сосредоточив концентрацию своих усилий почти исключительно на ближневосточном направлении, американцы уделяли немного внимания другим стратегическим для них регионам мира. А Владимиру Путину удалось 'усыпить' бдительность Джордж а Буша. Россия при Путине значительно изменилась с того времени, когда Путин посетил бушевское ранчо в штате Техас. Президент Буш, хоть и шутил в свое время, что у него не было желания приглашать Путина на свое ранчо, если бы не доверял ему, но, думается, он должен был бы заново пересмотреть это замечание после недавнего упрека президента России относительно американского экспансионизма. 'Мюнхенские тезисы' Путина отражают 'второе пришествие России', настойчиво, шаг за шагом пытающейся вернуть себе статус сверхдержавы, утраченный после окончания холодной войны. Путинская Россия проводит действенную комбинацию по агрессивной национальной энергетической политике и энергетической дипломатии. Фактом остается то, что Россия при Путине в стычках, ссорах, перепалках и не всегда честных играх на поле энергетического сектора настойчиво добывает рычаги, нацеленные служить главному ее стратегическому интересу - возврату бывшего статуса мирового государства.
Китай, как и Россия, настойчиво преследует свои стратегические цели, пытаясь потеснить на мировых магистральных направлениях не только американцев, но и других представителей западного мира. Им полностью удалось воспользоваться просчетами администрации Джорджа Буша, позиции которой в мире очень ослабила иракская кампания, и выбрав удачный момент, сделать попытку восстановить равновесие сил на международной арене.
Что касается Индии, то эта страна, скорее всего, еще не полностью определилась со своими национальными приоритетами, и ее попытка примкнуть к 'китайско-российскому' симбиозу, скорее, выглядят не как стремление к установлению многополярного мирового порядка, а как первая попытка подать неофициальную заявку на возможный прием в клуб будущих сверхдержав. Поэтому, возможно, слишком рано рассматривать Индию как полноценного участника этого импровизированного геополитического треугольника. Но в то время как стратегические интересы России и Китая довольно очевидны, вряд ли сегодня даже и лидер Индийского национального конгресса Соня Ганди сможет убедительно объяснить, каковы рациональные намерения индийской стороны.
В то же время в российско-китайско-индийском 'треугольнике' зримо присутствует еще одна сила - США, и эта тенденция имеет долгосрочный и объективный характер. Прагматично адаптируя свою внешнюю политику к реалиям третьего тысячелетия, администрация Буша стремится ангажировать Индию для сдерживания гипотетической экспансии Китая в Азии. Однако Дели, завязывая отношения стратегического партнерства с США и сохраняя сомнения относительно долгосрочных намерений Пекина, пытается к своей выгоде использовать возникшую 'азиатскую головоломку' для продвижения собственных интересов как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Россия заинтересована в улучшении и процветании взаимоотношений между Индией и Китаем, ведь это не только усилило бы самую слабую 'политическую подпорку' этого треугольника, но и способствовало также росту роли Индии в Средней Азии. В то же время, по информации, просачивающейся из дипломатических источников, в Дели чрезвычайно опасаются быть вовлеченными вместе с одной или другой стороной в противостояние с единственной супердержавой, потому что это могло бы нарушить отношения, установившиеся с Соединенными Штатами.
Концепция нового стратегического триумвирата - это ничто другое, как воплощение в жизнь президентом Путиным проекта бывшего министра иностранных дел России Евгения Примакова, который некоторые аналитики нарекли 'братанием пауков в банке'. Впрочем, если бы российские власти, пребывающие сегодня в эйфории противостояния с американцами, пытались бы думать немного больше, чем о сегодняшнем дне, то они должны были бы понимать, что поставляя новейшее вооружение китайцам, они очень рискуют, что это оружие когда-нибудь будет использовано против них же самих...
N30, вiвторок, 20 лютого 2007
Виктор КАСПРУК - политолог