Представьте себе, что в Санкт-Петербург приезжает американский турист, жаждущий увидеть сокровища Эрмитажа. Сотрудники современного аналога КГБ похищают американца, тайно переправляют его в Беларусь, допрашивают и пытают. Путин объясняет, что гость подозревается в оказании материальной поддержки чеченским террористам, что Россия считает весь мир зоной боевых действий против них, потому что они угрожали убивать россиян повсюду, и, что похищение, задержание, допросы и пытки были гуманной мерой, поскольку за оказание поддержки неприятелю россияне могли бы расстрелять американца на петербургском плацу.
Посольство США в Москве протестует, заявляя, что Россия и Беларусь нарушили международное право. Посол требует справедливого суда над задержанным американцем или его освобождения, а также призывает возбудить уголовное дело против российских и белорусских похитителей.
Президент Путин заявляет в ответ, что он всего лишь следовал примеру Соединенных Штатов. Российский президент указывает на то, что ранее президент Буш дал задание группе оперативных сотрудников ЦРУ отправиться в Италию и похитить радикального египетского муллу Абу Омара, а затем переправить его в Египет, где его задержали, допрашивали и пытали. Итальянская прокуратура обвинила сотрудников ЦРУ в уголовном преступлении, но Буш заявил о правомочности похищения, задержания и пыток Абу Омара, осуществленных 'в особом порядке'.
Путин добавляет, что, кроме того, президент Буш дал ЦРУ санкцию на похищение, задержание и пытки гражданина Германии ливанского происхождения Халеда аль-Масри. Его схватили на сербско-македонской границе и отправили в Кабул, где допрашивали с применением силы. Немецкая прокуратура обвинила 13 сотрудников ЦРУ в уголовно-противоправном поведении. Буш вновь сослался на 'особый порядок' выдачи подозреваемых.
Далее, президент Путин указывает на то, что президент Буш объявил весь мир зоной боевых действий против глобального терроризма. Этот принцип оправдывает военную тактику, в том числе, физическое уничтожение подозреваемых в терроризме, где бы они ни находились, в том числе, в гражданских учреждениях.
Американский посол оспаривает аргументацию Путина. В отличие от других мировых лидеров, возмущенно заявляет посол, президент Буш непогрешим в вопросах национальной безопасности и терроризма. Он никогда не совершает ошибок. Более того, хотя все государства равны, некоторые более равны, чем другие. И, воззвав к небесам, президент России узнал бы, что Соединенные Штаты более равны, чем другие, если речь идет об особом порядке выдачи международных террористов. 'Какой смысл быть единственной сверхдержавой, если ты не можешь сам устанавливать правила?' - восклицает посол.
Но президент Путин остается непреклонен. Он заявляет, что Россия не будет играть на международной арене по правилам маркиза Квинсберри, когда США руководствуются законом джунглей. Он подчеркивает, что лицемерие стало фирменным знаком Америки, вызывая раздражение и ненависть за ее границами. Например, президент Буш выступает за отделение Косово от Сербии, но против независимости Абхазии или Южной Осетии от Грузии. Кроме того, из соображений национальной безопасности президент Буш поддерживает тесные отношения с такими странами, как Саудовская Аравия или Египет, где ситуация с правами человека далека от идеальной. Но когда Соединенным Штатам подражают другие страны - например, Россия, сотрудничающая с Ираном или Китай, поддерживающий Мьянму - Соединенные Штаты высказывают претензии.
Таким образом, американский гость продолжает сидеть в белорусской кутузке благодаря тому, что президент Буш создал прецедент 'особого порядка выдачи', похищений и пыток подозреваемых в терроризме.
Конгресс должен положить конец этой опасной игре. Он должен вообще запретить трату средств Соединенных Штатов на похищение или пытки любого гражданина или апатрида вне зоны активных боевых действий. Должно быть сделано только одно исключение: если цель похищения - суд над задержанным в США, и если страна, в которой совершено похищение, отказывалась от сотрудничества в деле экстрадиции обвиняемого. Классическим примером тому может служить дело Адольфа Эйхмана (Adolph Eichmann). В 1960 г. он был похищен спецслужбами Израиля в Аргентине, и израильский суд осудил его за соучастие в Холокосте. На момент похищения Аргентина пользовалась сомнительной славой убежища для бывших нацистов.
Вся история учит тому, что беззаконие - меч обоюдоострый. Убедительно звучит призыв Сэра Томаса Мора (Thomas More) в фильме 'Человек на все времена' (A Man for All Seasons): 'Прорубаешься сквозь законы, чтобы поймать дьявола?.. Но когда последний закон срублен, и дьявол обращается к тебе - где ты укроешься, когда все законы повержены?: Законы произрастают по всей стране - от берега до берега - человеческие законы, не божественные - и неужели ты думаешь, что устоишь на ветру, когда все они будут срублены?... Да, ради собственной безопасности я защитил бы дьявола законом'.
Брюс Фин - специалист по конституционному праву и международный консультант компании Bruce Fein & Associates и группы Lichfield.