В 2002 году в Обращении к нации президент Буш (Bush) назвал Северную Корею, Ирак и Иран "осью зла". Что можно сказать об этой оси пять лет спустя?
Северная Корея: соглашение достигнуто, но не закреплено
В отношении Северной Кореи дипломатия добилась предварительного - очень предварительного - успеха. На прошлой неделе, после многомесячных мучительных, прерывавшихся и вновь возобновлявшихся шестисторонних переговоров, было заключено соглашение, в соответствии с которым Пхеньян должен сделать первые шаги на пути к ядерному разоружению. Северная Корея должна закрыть свои основные ядерные объекты в Йонбене и допустить туда инспекторов Международного агентства по атомной энергии, чтобы они могли удостовериться в этом. В ответ Северная Корея получит помощь на сумму около 400 миллионов долларов США, главным образом в виде 50000 тонн топлива и другой гуманитарной помощи.
Корейцы уже нарушали условия подобной сделки, заключенной ранее с администрацией Клинтона (Clinton), и были довольно неискренни при предоставлении информации о ядерной бомбе или бомбах, которые они создали или могли создать к тому времени. Поэтому можно простить некоторых дипломатов и политиков за то, что они не верят, что эта сделка будет иметь реальные результаты. У шести стран есть 60 дней на то, что собраться вновь и подтвердить, что это соглашение претворяется в жизнь. Осталось лишь следить за новостями. Если Северная Корея выполнит свою часть соглашения, то начнутся дальнейшие переговоры, в ходе которых будет обсуждаться уничтожение созданной ею ядерной бомбы или бомб.
Коммунистическое государство, отделившее себя от всего остального мира, уже давно поддерживает свою ветхую экономику, получая миллионы долларов от продажи ракет и другого оружия странам и организациям с сомнительными намерениями. Многие мировые столицы, особенно Вашингтон, обеспокоены возможностью продажи северокорейского ядерного оружия террористам. Однако по ряду причин Соединенным Штатам будет трудно применить военную силу против этой страны. Отсюда и надежды на то, что северокорейское руководство можно будет сдержать с помощью дипломатии.
Ирак: несколько проблесков надежды
Ирак почувствовал на себе всю мощь американской армии, однако результаты можно назвать двойственными. Саддам Хусейн (Saddam Hussein) - жестокий лидер, из-за которого президент Буш и назвал иракский режим злом - был устранен. Однако после этого в стране разразилось кровопролитие между суннитским меньшинством и шиитским большинством, причиной которого стали действия групп, желающих свергнуть новое правительство и недопустить продвижение Ирака к демократии.
В сложившейся ситуации имеется несколько проблесков надежды. Недавние жесткие действия премьер-министра Нури Аль-Малики (Nouri al-Maliki), кажется, снизили, хотя бы временно, уровень насилия в Багдаде. Отъезд в Иран радикального шиитского лидера Муктады Аль-Садра (Moqtada al-Sadr) может дать г-ну Малики возможность сломить сопротивление "Армии Махди", знаменитого шиитского ополчения, являющейся основной виновницей насилия. Государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в минувшие выходные была в Багдаде, побуждая Малики ускорить примирение между враждующими сторонами.
Сейчас, когда американская общественность проявляет все более сильное беспокойство по поводу войны в Ираке, демократы и несколько республиканцев предпринимают усилия по выводу американских войск и установлению мира в регионе посредством дипломатии. Проблема заключается в том, что без военной поддержки дипломатия после вывода войск мало чего сможет добиться.
Иран: санкции и военная мощь
Иран по-прежнему остается проблемой для Соединенных Штатов и преимущественно суннитских стран, таких, как Египет, Саудовская Аравия и Иордания, которые опасаются его шиитского влияния в Ираке и других странах региона. Одобренные Организацией Объединенных Наций санкции против Ирана, судя по всему, имеют определенный эффект. ООН рассмотрит их дальнейшее ужесточение, если Иран не остановит свою ядерную программу, осуществляемую, как он заявляет, в мирных целях. Однако США и другие страны подозревают, что она преследует своей целью создание ядерной бомбы.
Резкие и провокационные высказывания президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad) об Израиле и США могут вызывать некоторое недовольство, степень которого пока еще трудно определить, и внутри страны. Президент Буш, наоборот, стал весьма осторожным в своих замечаниях о муллах, обладающих в Иране реальной властью. И хотя выдвижение двух американских авианосцев в воды Персидского залива неизбежно повышает вероятность военных действий, президент и министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) настойчиво опровергают наличие у США планов войны против Ирана.
Но хоть дипломатии и отдано, судя по всему, предпочтение в урегулировании проблем США с Ираном, авианосцы являются напоминаем о том, что эта дипломатия имеет военную поддержку.
В общем, в противостоянии с осью зла Соединенные Штаты чередуют дипломатию и военную силу.
Джон Хьюз - бывший редактор "The Christian Science Monitor"