Сегодня, в период избирательной кампании, государственная задолженность Франции является поводом для беспокойства и активно обсуждается. Увеличившись за последние 25 лет впятеро, долг в 2006 году превысил сумму в ?1,2 трлн или 65 % ВВП.
В докладе Комиссии Пеберо (La Commission Pébereau) звучат не только тревожные нотки, но и содержится призыв к правительству задуматься о долгосрочных обязательствах государства перед будущими поколениями французских граждан.
Взносы, накопившиеся сегодня в пенсионном фонде не покрывают будущие выплаты пенсионного обеспечения, достигшие ?430 млрд, и образовавшийся дефицит не учитывается в сумме существующего государственного долга. Для того чтобы справиться с такой ситуацией, государство образовало накопительный механизм - это сберегательный (или резервный) фонд пенсионного обеспечения (FRR). Ожидается, что сумма средств под управлением фонда, изначально финансированного переводами из государственного бюджета, к 2020 году достигнет ?200 млрд, но этот уровень совершенно недостаточен. Необходимо предусмотреть наращивание средств, которые находится под управлением FRR, применяя соответствующие финансово-экономические инструменты.
Увеличение капитализации FRR поможет государству выполнить обязательства перед будущими поколениями, а, кроме того, будет способствовать укреплению уверенности граждан в будущем, что является первостепенным фактором стимулирования роста потребления за счет сдерживания стремления населения наращивать накопления.
Усиление FRR даст государству существенный экономический рычаг в программе развития новейших методов стимулирования конкурентоспособности и позволит Франции восстановить утрачиваемые позиции на международном рынке.
В 2006 г., когда объемы мирового товарооборота выросли на 17 %, французские экспортные поставки увеличились менее чем на 9 %, и составляют не более 40 % от объемов немецкого экспорта, который вырос на 20 % за тот же период.
Реализация планов FRR инвестировать ?1,5 млрд в ближайшие четыре года в активы, не зарегистрированные на международных биржах, потенциально будет способствовать активизации деятельности малых и средних предприятий в стране.
Усиление FRR укрепит позиции Франции, как игрока мировых рынков долгосрочного управления капиталом в сравнении с гигантскими фондами англосаксонской оси, нацеленными на краткосрочную перспективу.
Став одним из ведущих игроков в сфере мировых финансов, FRR, а значит и Франция, заставит мировые рынки ценных бумаг прислушиваться к своему мнению. Для сравнения, Фонд пенсионного обеспечения государственных служащих штата Калифорнии (CalPERS) управляет активами на сумму свыше $200 млрд и остается одним из самых влиятельных фондов в мире.
Усиление FRR будет являться надежным двигателем для парижского финансового рынка и для индустрии управления активами, которые уже сегодня демонстрируют высокие темпы и эффективность развития, так же, как и ряд других секторов, на которых строится успех французской экономики.
Государство, даже будучи обременено долгами, в состоянии изыскать средства на увеличение финансирования FRR.
Так, именно для этой цели, а не для сокращения государственного долга, можно было бы в первую очередь использовать доходы, полученные от приватизации государственных активов, вопреки рекомендациям, представленным в докладе Комиссии Пеберо. Инвестиции в FRR дадут намного более благоприятные результаты для всего сообщества, чем сокращение долга Франции.
Глобальная стоимость долгосрочных долгов, сумма которых составляет две трети общей суммы мировых долговых обязательств, должна к 2012 году снизиться, даже если ставки по долгосрочным бумагам снова поднимутся до 5 %. Опасность значительного повышения процентных ставок можно считать маловероятной ввиду слабости перспектив долгосрочной инфляции.
Глобализация, объединяя излишки мощностей и значительные резервы рабочей силы в Китае и Индии, обеспечит продолжительное дефляционное давление. Тем самым, повышение цен в промышленном секторе и сфере услуг будет ограничено в течение достаточно длительного периода. В условиях продолжительно низкой процентной ставки, средства фонда FRR, инвестированные в большинстве своем в акции, обеспечат устойчивый доход в долгосрочной перспективе, в любом случае, больший, чем долговые обязательства французского государства.
Государству необходимо ограничить задолженность, сокращая свои текущие расходы, а потому укрепление FRR является приоритетной задачей, учитывая многочисленные финансовые, экономические, политические и социальные преимущества.